Гузяль Мадиярова
Природа как одно из важных средств воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег - это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждается их любознательностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Дидактические игры, стихотворения, пословицы, загадки, помогут воспитателям расширить знания детей о природе. Работа с "календарем" закрепит в сознании дошкольников полученные впечатления о наиболее существенных природных явлениях.
Публикация «Природа как одно из важных средств воспитания» размещена в разделах
Кроме того, воспитатель должен не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, родные места, свою родину.
Основное средство познания природы - наблюдение. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется и воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, видимом.
Показывая коллективный труд людей в огороде, в саду, воспитатель обращает внимание детей на то, с каким старанием и любовью трудятся взрослые, тем самым воспитывая чувствую уважая к труду.
Дети должны знать, что человек преобразует природу рационально, с целью ее охраны и улучшения. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней.
Кроме цветника, необходимо иметь огород, на котором дети с удовольствием работают и уже в начале лета видят результаты своего труда.
Коллективный труд на огороде приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей.
Воспитатель в течении года проводит с детьми наблюдения. Наблюдая за животными малыши называют части их тела, замечают повадки. Для закрепления знаний о животных с детьми можно поиграть в игру "Кто как кричит". В цветнике рассматривает с детьми растения, обращает внимание на их различную окраску, форму и величину. Гуляя на лугу, воспитатель показывает детям траву, спрашивает какого она цвета. Что еще зеленого цвета? Что растет в траве? Малышам показывают труд людей в природе. Зимой дворник чистит участок от снега, скалывает лед, сбивает сосульки, посыпает дорожки песком и т. д. Воспитатель учит детей играть с песком, водой, глиной. " Песок сыплется: он сухой. - говорит педагог - А если мы его польем, он станет сырым и из него можно будет лепить". Для игр с водой хороши надувные бассейны. Покажите, что тяжелые предметы в воде тонут, а легкие плавают. Объясните, что вода бывает холодная и теплая. Приучайте детей использовать в играх шишки, палочки, кусочки коры.
Постепенно в результате наблюдений и игр с природными материалами у детей развивается способность к суждению: они могут не только называть предметы, но и объяснить их свойства и назначение.