Татьяна Вячеславовна
Приобщение детей дошкольного возраста к трудовой деятельности
▼ Скачать +Заказ
В своей педагогической практике по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков трудовой деятельности мы организуем образовательные ситуации, такие как «День чистюль», «Что напутал Незнайка», «Найди каждому свой дом», все это проводится в форме игры.
Например, образовательная ситуация «День чистюль».
Цель: Научить мыть игровой инвентарь, формировать навыки владения орудиями труда (тряпка, мыло, вода, полотенце)
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к трудовой деятельности» размещена в разделах
Развивать диалогическую речь детей младшего дошкольного возраста посредством вопросов-ответов.
Приобщать детей к сотрудничеству с другими детьми.
В этой игровой ситуации могут быть использованы два варианта:
1. Педагог предлагает одному из детей переодеться в доктора Чистюлькина, который ходит по группе и рассматривает игрушки, вместе с педагогом они собирают в сумку или мешок грязные игрушки.
2. Педагог предлагает «Чистюлям» самим собрать, по их мнению, игровой материал, который бы они хотели помыть.
После того как игрушки собраны, воспитатель предлагает ребятам их помыть. Воспитатель вместе с детьми набирают воду и начинают мыть игрушки.
Во время трудового процесса педагог подходит к каждой подгруппе детей, задает вопросы каждому ребенку (Какую игрушку он хотел бы помыть? Почему именно эту игрушку он выбрал, показывает действия как отжимать губку или тряпку, как можно повернуть игрушку, чтобы вода стекала, а также вместе с ребятами воспитатель приходит на помощь к тем, кто не успел помыть игрушку или нечаянно пролил воду.
Игровая ситуация «Что напутал Незнайка»
Цель: Познакомить со свойствами материала, из которых изготовлены игрушки. Формировать представления о выборе трудового действия с представленным игровым материалом.
В данной игре перед ребятами стоит задача выбрать игрушку, которую можно помыть, которую можно только протирать, при этом дети знакомятся со свойствами материалов, из которых сделаны игрушки, например, кукла, резиновая или пластмассовая, твердая или гладкая, ее можно мыть.
Медвежонка мыть нельзя, его можно постирать, потому что он мягкий, пушистый, плюшевый.
Игровая ситуация «Найди каждому свой дом»
Цель: Закрепить навыки ставить предметы на место.
Развивать наблюдательность, память, речь.
Все мы прекрасно знаем, как порой тяжело попросить ребенка убрать игровой материал, подчас в семьях это заканчивается скандалом или тем, что взрослый сам все убирает, так как, во-первых, это проще, чем уговаривать малыша, а, во-вторых, быстрей.
Но можно пойти другим путем – предложить ребенку поиграть.
Распределить роли: кто-то будет управлять поездом и везти разбросанные игрушки, останавливаясь только на тех остановках, где должна находиться данная игрушка.
Например, педагог предлагает ребятам посмотреть на группу
– Посмотрите, что-то произошло с нашими игрушками, мы в них поиграли, но вот беда, почему-то они потерялись, не могут найти свои домики?
- Как вы думаете, нужна игрушкам наша помощь?
Дети дают свои ответы на вопросы. Взрослый предлагает ребятам отправиться на помощь игрушкам. Дети становятся паровозом и начинают имитировать движения паровоза. Останавливаясь возле каждой игрушки, дети подбирают их. Как только игрушки все собраны, паровоз совершает путешествие по групповой комнате, дети сами останавливают паровоз тогда, когда они подходят к тем игровым зонам, где должна находиться данная игрушка.
От организации любого вида деятельности зависит и успех. Педагог должен знать, как организовать детский коллектив, чтобы интерес с тому или иному виду деятельности не пропал. Нужно учитывать, конечно, психофизиологические особенности детей того возраста, с которым он работает, где-то дать возможность отдохнуть, где-то заинтересовать, и помочь.
Во время каждого трудового процесса педагог уделяет внимание не только индивидуальной беседе с ребенком или подгруппой детей, но он привлекает внимание ребенка к действиям его сверстника, например:
- Катюша, давай спросим у Сережи, может, ему нужна наша помощь?
- Посмотри, какой Сережа молодец, как он старается, он настоящий Чистюлька?
Ребенок переключается на действия сверстника, слышит и видит, что воспитатель дает положительную оценку этим действиям, у ребенка формируется эмпатия к сверстнику, создает доброжелательную атмосферу сотрудничества.
Надо отметить еще и то, что каждый ребенок сам выбирает себе место для трудового действия, а также и группу ребят или одного ребенка, с которым он бы хотел сотрудничать, общаться, и которому он бы хотел помогать.
Конечно, по окончанию работы мы обязательно даем положительную оценку. Главное в этих образовательно-игровых ситуациях то, что дети чувствуют свою самостоятельность, они учатся выбирать, у них проявляются «Я сам», «Я могу».
Наша педагогическая задача заключается в организации, показе, пояснении и поддержке маленького человека в освоении им первых трудовых навыков, а также навыков партнерства и сотрудничества.
Детям очень нравится трудиться, они любят выполнять поручения взрослых. Надо отметить, что новые умения и навыки практической деятельности, приобретенные в детском дошкольном образовательном учреждении, ребенок с удовольствием «приносит» домой. И это можно назвать первым положительным результатом таких занятий, поскольку дети стараются продемонстрировать свои новые умения, у них появляется желание помочь взрослым дома, проявить доброжелательность к близким людям.