Светлана Горчакова
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни с применением инновационных фитнес-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Горчакова С. Н. воспитатель
МАДОУ «Терентьевский детский сад»
Прокопьевский МО
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни с применением инновационных фитнес-технологий
Одним из приоритетных направлений формирования и укрепления здоровья является процесс физического воспитания подрастающего поколения, ориентированный на укрепление физического и психического здоровья, повышение их работоспособности и физической подготовленности.
Публикация «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни с применением инновационных фитнес-технологий» размещена в разделах
Социально-гигиенические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого. По данным известных отечественных ученых Ю. П. Лисицина, Ю. М. Комарова, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50% удельного всех факторов, обуславливающих здоровье населения.
К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:
экология (влияние внешней среды) -20%, наследственность-20%, 10% здравоохранение. Как видим, на продолжительность жизни явно влияют два фактора: наследственность и окружающая среда. Но, чтобы прожить долго не обязательно родиться в семье долгожителей. Что касаемо окружающей среды, то ее мы можем в известной степени контролировать. Мы можем попытаться изменить наше окружение так, чтобы снизить вредное воздействие неблагоприятной среды.
Существует представление, что здоровье держится на трех «китах» : рациональном питании, физической активности, психическом комфорте. Это общие понятия неоспоримы, о которых надо знать и их придерживаться.
В формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья воспитанников одним из самых важных средств является физическая активность.
В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования физическое развитие направлено на развитие двигательной активности и таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, координации движения, силы, ловкости и других. Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качество: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости. А ведь детство – лучшее время для формирования привычки «быть в форме».
В физическую активность дошкольников можно внести много нового и интересного благодаря использованию современных образовательных технологий. Одной из действенных форм развития физической культуры дошкольников является детский фитнес. Введение в практику образовательного учреждения детского фитнеса как дополнительной физической нагрузки позволят реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.
Цели детского фитнеса как нельзя лучше подходят для решения проблемы формирования здорового образа жизни, так актуальной для дошкольников. Это:
-формирование физических способностей и качеств;
-удовлетворение естественной потребности в движении;
-развитие и тренировка всех систем и функций организма;
-профилактика нарушений осанки и простудных заболеваний.
Детский фитнес - это сочетание различных общеукрепляющих упражнений. Включает в себя различные виды физической активности, направленные на укрепление здоровья, повышение двигательной активности. Также рекомендуется для детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать серьезные спортивные секции. Детский фитнес -это не перегрузка, не уровень спортивных достижений, это физкультура в улучшенном варианте т. е. в более интересном.
Преимущества детского фитнеса перед занятиями физкультурой и спортивными секциями:
-в отличие от профессионального спорта не занимает много времени и не переутомляет. 20-30 мин. 2-3 раза в неделю;
-методика основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку;
-занятия проводятся в игровой форме, что способствует не только физическому развитию, но и учит общаться;
-лучший выбор для ребенка, не получающего необходимое количество физической нагрузки;
-упражнения детского фитнеса развивают в ребенке подвижность, гибкость и координацию;
-занятия детским фитнесом, это всегда интеграция различных видов деятельности (игровая, продуктивная, познавательная и др.);
-нет строгих требований по содержанию, только по принципам.
Принципы детского фитнеса :
-Доступность. Применяемые программы фитнеса должны быть доступны как в координационном плане, так и в функциональном, отвечать возрастным особенностям. Проведение оценки состояния здоровья и уровня физической подготовленности необходимо для снижения фактора риска и вероятности травматизма и является обязательным требованием.
-Принцип целесообразности и адекватности нагрузок. Физические упражнения, применяемые во многих программах детского фитнеса, активно воздействуют на все органы и системы организма, что определяет показания и противопоказания к их использованию.
-Принцип биологической целесообразности. В основе принципа биологической целесообразности лежат : сверхнагрузка, суперкомпенсация, специфическое воздействие физических упражнений на организм занимающихся и др.
-Принцип биологической целесообразности. Феномен сверхнагрузки заключается в том, что если ткань или орган вынуждены преодолевать нагрузку, к которой они не адаптировались, то они не повреждаются и не слабеют, а, наоборот, становятся сильнее, начинают лучше функционировать.
-Программно-целевой принцип. В соответствии с программно-целевым принципом вначале формируются конкретные целевые задачи, затем определяются объективно необходимые для их реализации содержание, объем и организация тренировочной нагрузки. Поэтому процедура программирования заключается в создании объективно необходимых условий для достижения конкретного тренировочного эффекта, необходимого для реализации целевых задач оздоровительной тренировки. На этом основании и принимается решение о подборе соответствующего содержания процесса тренировки и ее организации.
-Индивидуализация. Соблюдение принципа индивидуализации – одно из главных требований оздоровительной тренировки. Изучение процессов роста и развития детей дошкольного возраста показывает, что темпы индивидуального развития неодинаковы. Большинству детей присущи определенные соответствующие возрасту темпы развития. Но в любой возрастной группе есть ребята, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Количество отстающих в последнее время увеличивается, и этот факт необходимо учитывать при организации и проведении занятий. При этом важно помнить, что нет физической нагрузки большой или малой есть нагрузка, соответствующая или не соответствующая возможностям организма.
-Принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил. Целостность личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи психических (сфера эмоций, чувств и мышления) и физических сил организма. Добиться оздоровительного эффекта при занятиях фитнесом можно, если рассматривать все действия и проявления как отражение его единой телеснопсихической сущности. Занятия должны проходить на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с применением профилактических приемов релаксации, концентрации внимания.
-Принцип интеграции. Высокая эффективность объясняется тем, что технология создания фитнес-программ интегрирует все лучшее, что разрабатывается в смешанных научных дисциплинах, в виде новых инновационных форм. Специалисты в области фитнеса опираются на достижения адаптивной физкультуры. Аэробика, к примеру, вбирает в себя, перерабатывает на свой пластический язык многие движения из различных видов спорта. Продолжает использовать достижения науки и практики в области оздоровительных систем всех народов и континентов: йоги, элементов китайской гимнастики ушу и др.
Программы, рекомендуемые для секционных занятий с дошкольниками :
классическая аэробика для всех возрастных групп, фитбол для дошкольников, степ-аэробика для дошкольников, танцевальная аэробика, комплексные программы.
Музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью и одним из характерных признаков фитнес-программ. Все занятия фитнесом, независимо от направления фитнес-программы и контингента занимающихся, проводятся под музыкальное сопровождение.
Одна из инновационных технологий физического воспитания - фитбол-гимнастика. Фитбол - мяч для опоры, используемый в профилактических целях. В переводе фитбол: «fit» - оздоровление, «ball» - мяч. В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет, в нашей стране - около 10 лет. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине.
Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Мяч по своим свойствам многофункционален и в программах занятий может использоваться как предмет, тренажер или опора.
Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и выбора средств, могут иметь различную направленность: для укрепления мышц рук и плечевого пояса, брюшного пресса, мышц спины и таза, мышц ног и свода стопы; для увеличения гибкости и подвижности суставов; для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата, ловкости и координации движений, пластики и музыкальности; для расслабления и релаксации и др.
Программа занятий на таких мячах уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Главная цель упражнений - укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижность в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При выполнении физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что положительный эффект от занятий.
В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями, психогимнастическими этюдами ребенок поет, танцует, импровизирует. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели - мотивация здорового образа жизни и формирование здоровья.
Приобщая детей к активной двигательной жизни, мы формируем потребность в здоровом образе жизни, содействуя полноценному физическому развитию детей, развивая и совершенствуя общую физическую подготовленность средствами детского фитнеса. Фитнес - это целая философия, философия здорового образа жизни. Детский фитнес - это возможность сделать детей здоровыми, красивыми и счастливыми.
Список литературы
1. Бароненко, В. А., Раппопорт Л. А., Здоровье и физическая культура студента/ В. А. Бароненко, Л. А. Раппопорт. -Москва. -2003. -407с.
2. Вайнер, Э. Н. Валеология: Учебник для вузов/Э. Н. Вайнер. -Москва. -Наука. -2001. -416 с.
3. Васильева, М. А, В. В. Гербова, Т. С. Комарова - Программа воспитания и обучения в детском саду 3-е изд., испр. и доп. / Васильева, М. А, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - Москва: Мозаика-Синтез. - 2014. -208 с.
4. Власенко, Н. Э. Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика)/Н. Э. Власенко. - Санкт-Петербург. - Детство-пресс. – 2015.- 112с.
5. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с задержкой психического развития / И. М. Новикова. -Гуманитарные и
6. Закон Российской Федерации. Об образовании : федеральный закон: принят 29.12.2012 г.
7. Кауфман И. М. Терминологические словари: библиография. КауфманИ. М., Москва. - 1961.-350с.
8. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. Н. Кузнецова. - Москва. –Аркти. -2013. -250с.
9. Морозов М. Основы здорового образа жизни/ М. Морозов. – Москва. – Вега. -2014.-280с.
10. Павлова Л. Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах старшего возраста: практ. пособие. / Л. Н. Павлова. Москва: Айриспресс,2006. - 208с.
11. Павлова Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. / Л. Н. Павлова. Москва. - Айриспресс. - 2014. - 20 с.
12. Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев. -Ставрополь: СГУ, 2007.
13. Е. В Сулим Детский фитнес. Физическое развитие детей 3-5 лет. ФГОС ДО/ Сулим Е. В. –Сфера. -2018. -214с.
14. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев, 1969. - 244 с.
15. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа/ Сухомлинский, В. А. – Москва: Просвещение. – 1969. -469с.
16. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности/ Д. И. Фальдштейн. - Избранные труды: в 2 т. Т. –Москва. - Изд-во Московского психолого-социального института. - 2010. -568 с.
17. Хакимова Г. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста/ Г. А. Хакимова. - Екатеринбург. - 2014. -159 с.
18. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. / В. А. Ясвин. М., 2015.- 150с.
19.. - https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/