Холодова Наталья Андреевна
Приобщение дошкольников к национальным ценностям посредством привития интереса к истории и культуре кубанского казачества
▼ Скачать + Заказать документы
Более века назад К. Д. Ушинский говорил: резкое отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится».
в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Не мало авторов, считают, что патриотизм должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, чтобы каждому захотелось ее любить. Но возникает вопрос: разве наша родная земля с уникальной природой, героический народ со своими традициями и культурой не является благом?
Публикация «Приобщение дошкольников к национальным ценностям посредством привития интереса к истории и культуре кубанского казачества» размещена в разделах
Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникает само по себе, оно формируется постепенно, с самого раннего возраста. Как с малого родника берет начало величавая река, так и любовь к великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка. Духовный, творческий патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной.
Вопросы духовно-нравственного, патриотического воспитания отражены в основополагающих нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Все важнейшие правительственные документы Российской Федерации: Закон «Об образовании», Национальная доктрина образования, Федеральный проект «Патриотическое воспитание» предполагают приобщение ребенка к национальным ценностям, формирование у него толерантного сознания, его самоопределение в условиях поликультурной среды.
Национальная доктрина образования в Российской федерации до 2025г., тесно связывая цели и задачи образования с преодолением социального и духовного кризиса современного российского общества, указывает на необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, развитие национальной культуры, воспитание ребенка достойным гражданином своего Отечества».
На современном этапе социально-исторического развития общества патриотизм, народная культура способны стать единственной системой ценностей, имеющей в основе глубокие корни – любовь к Отечеству – земле наших предков, отцов и дедов, земле, дающей нам хлеб насущный.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. Народная культура является действенным средством познавательного, эстетического, духовного развития детей. Древние мыслители отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных форм и методов патриотического воспитания, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. В работе нашего педагогического коллектива возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, именно поэтому мы начали работать над восстановлением утраченных связей между поколениями, формированием у детей чувства сопричастности к историческим корням.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности. Действенным средством воспитания патриотизма, на наш взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям кубанского казачества. Традиционную культуру казачества можно назвать живой, связующей нитью между поколениями, она сравнима с деревом жизни, объединяющим прошлое, настоящее и будущее.
Инновационность представляемого педагогического проекта состоит в том, что задачи воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решались в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость наполнения ее новым содержанием, изменения форм организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей, традициями, жизнью и обычаями кубанских казаков по привитию нравственно-патриотических чувств, формированию чувства гордости за достижения страны, развитию интереса к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Актуальность введения данного направления определяется двумя факторами:
• во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
• во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что открыло перспективы для подлинной организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.
Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.
О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне. Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.
В казачьей культуре соединены богатырская удаль, раздолье и задумчивая лиричность русской души, вечное стремление к прекрасному и талантливая мастеровитость, мягкость и доброта.
Подлинные представления о красоте и традициях кубанского народа запечатлены в задушевной казачьей песне и ажурной кубанской ковани, в красочном рисунке старинной прялки и инкрустированной соломкой шкатулке, в наивно-радостной по цвету росписи бытовой утвари и черно-красном узоре вышитого рушника.
Мы считаем, что приобщение детей к национальной культуре, знакомство с семейными обрядами, традиционными праздниками и народно-прикладным искусством поможет обрести уникальные образцы поведения, речи и мастерства, подражание которым позволяет ребенку понять ценность национальной культуры, испытать гордость от причастности к ней.
Для всесторонней информатизации всех участников образовательного процесса на нашем официальном сайте создана вкладка «Реализация казачьего компонента», наполняемость которой происходит постоянно. Так же в новостной ленте сайта публикуется информация о мероприятиях, проведенных в рамках проекта. Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью.
Многие родители наших воспитанников, в большинстве молодые люди, не имеют представления о методах воспитания гражданственности, патриотизма, сами нуждаются в том, чтобы их научили методам и приемам воспитания у своих детей патриотизма и любви к Родине. Поэтому, при передаче родителям способов организации патриотического воспитания дошкольников в семье мы стараемся создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, чтобы и взрослые, и дети могли чувствовать себя свободно и непринужденно, в соответствии с принципами личностно-ориентированной педагогики. Это является самым эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими разный культурный опыт, педагогические установки, семейные традиции.
Для успешной реализации образовательного казачьего компонента в МБДОУ «Детский сад № 55 «Дельфиненок» в текущем учебном году реализуется инновационный проект «Лазоревый цвет», направленный на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности воспитанников к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Между МБДОУ «Детский сад № 55 «Дельфиненок» и Майкопским казачьим отделом Кубанского казачьего войска заключен договор социального партнерства, и на базе дошкольного учреждения совместными усилиями казаков и педагогов создан казачий этнографический уголок.
На занятиях в уголке дошкольники знакомятся с казачьим бытом, обычаями и традициями, с народным творчеством, промыслами, народной игрушкой и национальным костюмом. Важной особенностью этнографического уголка стало участие в его наполнении родителей воспитанников. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, наш детский сад воспринимается как особый центр нравственно-патриотического воспитания.
Мероприятия проекта способствуют художественно-эстетическому и патриотическому развитию воспитанников на основе народных культурных традиций, где воспитанники в игровой форме смогут познакомиться с обычаями и традициями казачьих семей, познают значение разных специфических слов, названий и их принадлежности, разучат традиционные казачьи игры, способствующие гармоничному развитию тела и духа, умению действовать в команде, нести ответственность за товарищей и младших, уважения к сопернику и развитию духа добрососедства.
Цель проекта – воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей; привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.
Проект призван решать следующие задачи:
• Воспитание нравственных качеств ребенка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями казачества, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).
• Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истории и культуре казаков.
• Содействие развитию у детей:
- начал исторического и гражданского самосознания
- ощущения причастности к культуре казачества
- историческому прошлому
- осознанного благоговейного отношения к родному краю
Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества :
- формирование представлений о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;
- знакомство детей с понятием «курень» – дом, избой - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;
- ознакомление с основными занятиями казачества : земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства;
- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т. д.
- знакомство детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;
- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;
- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;
- ознакомление детей с понятием “музей” и формирование представлений о том, какие бывают музеи.
Решение поставленных целей и задач проекта осуществляется:
с помощью деятельности, позволяющей получить детям конкретные знания по данной проблеме: НОД индивидуальная и подгрупповая, в режимных моментах;
в совместной со взрослым деятельности, в такой как: праздник, развлечения, игры, беседы, выставки, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии и т. д. ;
театрализованная деятельность (драматизация казачьих сказок)
через создание условий для самостоятельной деятельности детей: рассматривание иллюстраций народных костюмов, природы родного края и т. д.
консультативная работа с родителями. Обогащение знаний и повышение педагогической культуры родителей.
Основные идеи проекта:
- чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках того или иного мировоззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;
- цикл человеческой жизни от рождения до кончины, духовно осмысленный в обрядах и обычаях семейной традиции;
- исторический ход жизни края, села с древности и до наших дней, запечатленный в эпической традиции, в архитектуре, в системе государственных праздников и памятных дат, во вкладе наших земляков в кубанскую культуру.
С целью создания у детей представления о традиционной культуре кубанского казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа педагогами собран дидактический материал: картотеки пословиц и поговорок, кубанских подвижных игр. Также представлены фотоальбомы «Казаки в картинах русских художников», «Национальная одежда кубанского казака и казачки».
Данные педагогические разработки направлены на знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.
В процессе проектной деятельности у воспитанников обогатятся знания и впечатления о родном крае, о людях, прославивших его, сформируются этические, познавательные и эстетические представления, расширится круг интересов, потребностей и мотиваций. Знания и навыки, приобретенные дошкольниками в процессе освоения регионального компонента, помогут им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений.
Конечным результатом нашей деятельности должны стать положительная динамика роста патриотизма в дошкольной среде, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъема у дошкольников и их родителей.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Нельзя быть равнодушным к истокам национальной культуры, особенно нашей родной, кубанской.
К сожалению, мы растеряли многие ценности души человеческой, и даже возродившееся приобщение к церкви, не дает быстрых результатов. Мы недостаточно знаем свои традиции, культуру, свои корни. И, это огорчает, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные традиции, праздники, обряды, песни, танцы. И такая великая нация, как русская, должна передавать их из поколения в поколения.
В перспективе планируется продолжать работу по данной теме, углублять работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам регионального развития дошкольников; продолжать сотрудничество с культурным социумом города; разработать и подготовить разнообразные презентации совместно с родителями; подобрать интерактивные формы работы с детьми и взрослыми.
Литература
1. Вакуленко Е. Г. Народная культура кубанского казачества : учеб. пособие / Е. Г. Вакуленко. - Краснодар: Традиция, 2009.
2. История Кубани : Учеб. пособие / Под ред. В. В. Короткого. Краснодар: КубГУ, 2005.
Краев И. Т. Пособие по традициям, обычаям и народным играм кубанского казачества / авт. -сост. И. Т. Краев. - Краснодар: Традиция, 2018.