Елена Кондаурова
Приобщение детей к традициям и обычаям Липецкого края посредством декоративно-прикладного искусства и песенного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к традициям и обычаям Липецкого края посредством декоративно-прикладного искусства и песенного творчества.
(Консультация для воспитателей)
Малая Родина… У каждого она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая определяет очень многое в дальнейшей жизни человека. С ранних лет формируются первые представления детей об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, природными особенностями региона. Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Публикация «Приобщение детей к традициям и обычаям Липецкого края посредством декоративно-прикладного искусства и песенного творчества» размещена в разделах
- Липецкая область, город Липецк
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Песни. Все материалы на тему песен
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Всякий край имеет свою историю, традиции и придания, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение в форме культуры – игровой, литературной, песенной, ремесленной. Сегодня мне бы хотелось более подробно остановиться на фольклорном песенном творчестве и декоративно-прикладном искусстве Липецкого края, их влиянии на становление личности дошкольников, приобщение детей к традициям и обычаям родного края.
Фольклорное песенное творчество.
Одним из самых древнейших жанров народного песенного фольклора являются колыбельные. Колыбельная — это особый лирический жанр устного народного творчества. Исполнялись колыбельные в основном мамами при укачивании своего малыша.
В данном жанре еще сохранились элементы заговора-оберега. Раньше люди верили, что их окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит их во сне, то наяву это страшное и плохое с ним ни за что не случится. Поэтому в колыбельных существует такие страшные персонажи, как «серый волчок», который схватит за бочок. А уже позже в колыбельных стали появляться элементы с пожеланием добра.
***
А баю-баю-баю, И утащит во лесок,
Не ложися на краю: За ракитовый кусток.
Придет серенький волчок, Там птички поют,
Тебя схватит за бочок Тебе спать не дадут.
*** ***
Баю-баю-баю-бай, Баю-баю-баюшок,
Ты собачка, не лай, В огороде петушок,
Ты собачка не лай, Петя громко поёт,
Нашу Машу не пугай. Ване спать не даёт.
Тёмна ноченька, не спится, А ты, Ванечка, усни,
Наша Машенька боится, Крепкий сон к себе мани.
Баю-бай, баю-бай, Тебе спать, не гулять,
Спи, Машутка, засыпай. Только глазки закрывать.
*** ***
Люли-люли-люленьки, Уж ты Котя-коток,
Прилетели гуленьки, Котя серенький хвосток,
Сели гули на кровать, Приди, котик, ночевать,
Стали гули ворковать. Нашу деточку качать.
Стали гули ворковать, Я тебе ли, коту
Нашу деточку качать. За работу заплачу:
Стали гули говорить, Дам кувшин молока
Чем малышку накормить? Да кусок пирога.
Один скажет — кашею, Уж ты ешь не кроши,
Другой — простоквашею, Больше, котик, не проси.
Третьй скажет — молоком
И румяным пирожком.
В современном мире далеко не все мамы поют детям колыбельные, заменяя их инструментальной музыкой, а то и просто исключая. Поэтому очень важно познакомить детей с этой традицией. Воспитателю не обязательно самому петь колыбельные, можно поставить в записи в начале дневного сна в детском саду.
Важной частью народного быта нашего края, как и русского народного быта, являются народные заклички - это разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно - магический смысл. Заклички сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича, относятся к устному народному творчеству. Особо популярны у русского народа были заклинания весны.
*** ***
Ау, ау, аукаем, Весна - красна,
Весну приаукиваем: Ты с чем пришла?
Март, март - С сохой, бороной,
Солнцу рад; С лошадкой вороной;
Апрель, апрель - С рожью зернистой,
Откроет дверь; С пшеницей золотистой;
Май, май - С травой шёлковою,
Сколько хошь гуляй! С водой ключевою!
Аy, ау, аукаем! С калиной – малиной,
С красной рябиной!
А также заклички для дождя, солнца и т. п.
*** ***
Дождик, дождик, поливай - Дождик, дождик, посильней,
Будет хлеба каравай. Чтобы было веселей.
Дождик, дождик, припусти - Мои гуси дома,
Дай гороху подрасти. Не боятся грома.
Дождик, дождик, поливай - Уж дождь дождём,
Будет славный урожай: Мы давно тебя ждё м:
Будет белая пшеница, С чистой водицей,
Будет рожь и чечевица, С шёлковой травицей,
В огороде лук, бобы, С лазоревым цветом,
В лесу ягоды, грибы, С тёплым летом!
А в саду зелёный хмель.
Лей-ка, дождик, целый день!
Этот фольклорный материал можно использовать с раннего возраста и до выпуска детей из детского сада. Пропевание закличек и народных песенок-потешек детям очень нравиться. Многие из них можно использовать для игр. Например, «Заинька попляши»
Заинька, походи, Вот так-этак топни ножкой,
Серенький, походи. Вот так-этак топни ножкой.
Вот так-этак походи. Заинька, попляши,
Вот так-этак походи. Серенький, попляши.
Заинька, покружись, Вот так-этак попляши,
Серенький, покружись. Вот так-этак попляши.
Вот так-этак покружись. Заинька, поклонись,
Вот так-этак покружись. Серенький, поклонись.
Заинька, топни ножкой Вот так-этак поклонись,
Серенький, топни ножкой. Вот так-этак поклонись.
Знакомя детей с традиционными зимними обрядовыми праздниками, целесообразно рассказать о «Колядовании» и выучить несколько колядок.
Колядка – это величальная песня, песня-заклинание благополучия в грядущем году. Обычай «кликать коляду» был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году; славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками. В колядовании участвовала в основном молодёжь.
Примеры колядок Липецкой области :
*** ***
Коляда, коляда, Коляда, Коляда! Пришла Коляда!
Ты подай пирога, А бывает Коляда накануне Рождества.
В сундучок монетку, Коляда пришла, Рождество принесла!
А в мешок конфетку!
(Елецкий район) (г. Липецк)
***
На канун Рождества мы ходили, мы искали Коляду святую
По всем по дворам, по проулочкам. Нашли Коляду…
(г. Грязи)
В настоящее время большинство древних текстов уже забыто – остались только фрагменты, где колядующие выпрашивают подаяние:
"Не дадите пирога – мы корову за рога,
Не дадите хлеба – стащим с печки деда,
Кто не даст лепешки - завалим окошки,
Кто не даст ветчины - Тем расколем чугуны!"
Колядование проходило с кануна Рождества до Крешения. Это отражалось в колядках. Например колядка с. Коренё вщино Добровского района:
Авсень, Авсень ходил по дорожке
Нашёл железку, пошёл в кузню и сделал топорик,
Пошёл в рощу, срубил сосну
Из этой сосёнки напилил досточек
Из этих досточек помостил мосточек.
По этому мосточку ходили 3 братца.
Первый братец – Рождество Христово,
Второй братец – Василий Великий,
Третий братец – Крешенье Христово.
Зароди Вам господи
В поле, в доме, среди пути-дороги
Житца- колосится, проса-волокнится
Коровкам – телиться, лошадкам – жребиться
Просяткам – проситься
Подай кишку-ножку к заднему окошку.
Если какой-то дом случайно пропускали и не заходили – это считалось плохой приметой, предвещающей беду. Не впустить колядующих тоже являлось плохой приметой.
В городской черте колядующих становится всё меньше, но в сельской местности эта традиция ещё жива.
Декоративно-прикладное искусство Липецкого края.
Знакомя детей с произведениями декоративно-прикладного искусства Липецкого края, важно помочь им понять смысл традиционных образов и мотивов, который вкладывался в них народом. Так как все предметы декоративно-прикладного искусства служили практическим целям и были предназначены для использования. В них было важно всё : и цвет, и форма, и символика.
Белый цвет всегда символизировал святыню, зелёный – жизнь, синий – тайну, красный – жертвенность, оранжевый – благодать, голубой – чистоту и невинность, жёлтый – тепло и любовь, сиреневый – печаль, пурпурный – победу, багряный – величие, розовый – детство, чёрный – отсутствие счастья. Присутствовали и смешанные цвета. Чёрный цвет, соединённый с синим, символизировал тайну, а чёрный с зелёным – старость. Все эти краски людям щедро дарила природа.
Одним из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства является вышивка – создание с помощью иглы (крючка) и нитей узоров на ткани. В Липецкий край вышивка пришла из Тамбова, т. к. он был частью Тамбовской губернии. Вышивальный шов представлял собой следующие друг за другом петельки.
Липецкая вышивка очень самобытна. Для неё не характерна точная передача форм и пропорций. Основными элементами Липецкой вышивки были «Дуб» (символ силы и долголетия) и «Дерево жизни» (символ процветания и благосостояния). Как продолжение этих древних традиций на современном гербе Липецка и Липецкой области красуется раскидистая липа. Часто в Липецкой вышивке используются образы «Курочки» и «Петушка», которые символизируют счастье и плодородие. Ими часто украшали свадебные полотенца. Со временем такие элементы вышивки как бабочки, цветы, восьмёрки утратили своё символическое значение и стали служить лишь для украшения и заполнения пространства. По нижнему краю полотенец пришивались ленты и кружево.
У наших далё ких предков был ежедневный магический обряд очищения водой: утром – от ночных страхов, вечером – от дневных забот. Важной частью его было вытирание полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где вышивалась композиция восхода, а вечером противоположной стороной, символизирующей закат.
Благодаря распространению Липецкой вышивки с середины XIX века в таких сёлах, как Сырское и Подгорное, сохранились символические изображения, которые используют в своих работах современные мастерицы. Мы с вами по-прежнему умываемся, но уже не придаём значения тому, каким концом полотенца вытираемся.
Кружевоплетение – традиционный вид женского рукоделия, которое развилось в самобытное прикладное, художественное искусство. Оно всегда было связано с народной вышивкой.
Испокон веков своими кружевами славился Елец. Истоки Елецкого кружева уходят корнями в глубокую древность. Легенда гласит, что вдохновением для создания кружева служит морозный узор на оконных стё клах: именно его красоту стремились повторить елецкие кружевницы. И, также как морозный узор никогда не повторяется, не повторяются и все выполненные вручную кружевные узоры мастериц. Елецкое кружево зародилось в купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Там выплетались кружева исключительно для домашнего использования. В основном для украшения полотенец. А с середины XIX века елецкие кружева продавались далеко за пределы губернии. Они по достоинству были оценены на Всемирных выставках в Вене (1873 г.) и Париже (1900 г.). Главная черта елецкого кружева состоит в природных мотивах и растительных орнаментах, которые располагались на прозрачной решётке, делая его лёгким и воздушным.
Сегодня «Елецкие кружева» насчитывают более 250 наименований продукции. Соединение вышивки с ажурным ручным кружевом, добавление элементов машинного кружева, позволило обогатить палитру возможностей елецких мастеров.
Для плетения кружева необходим сколок – наколотый на лист плотной бумаги рисунок кружева. Можно предложить детям нарисовать свой сколок по мотивам елецких кружев.
Ещё одним традиционным видом декоративно-прикладного искусства нашего края является валяние шерстяных валенок. Привычный образ русских валенок – из чёрной или серой шерсти. Носили их и в деревнях, и в городах, молодые и старые. А если подошва у валенок протиралась, их подшивали куском кожи, и они становились как новые. В прошлом Елец поставлял валенки и галоши не только на прилавки, но для армии и флота и даже для Императорского двора. Сегодня в Ельце делают единственные в Черноземье валенки ручной работы, сохраняя традиции прошлого и создавая настоящие произведения искусства. Это обязательный сувенир, который увозят из поездки домой гости Ельца.
Романовская игрушка – традиционная глиняная игрушка Липецкого края.
Неподалёку от Липецка в селе Троицкое, когда-то части большого села Романово, на радость ребятишкам, в свободное время ремесленники стали лепить незатейливые игрушки. В этих местах земля и сейчас богата глиной: и чёрной, и красной, и жёлтой. Глину тщательно готовили: очищали от примесей, протирали сквозь сито, чтобы не осталось даже маленьких камешков. Затем замачивали в деревянных корытах. После того, как глина хорошо пропитывалась водой, из неё лепили игрушки. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».
В романовской игрушке существует две формы: пустотелые и непустотелые фигурки. Непустотелые изготавливаются из одного цельного кусочка глины способ вытягивания. Сначала мастер вытягивает стройные высокие (выше, чем у пустотелых фигурок) конусообразные ножки так, словно ощупывает каждую пальцами, затем переходит к шее и голове. Изгиб шеи коня очень характерный и присущ только романовской игрушке. Хвост является свистком.
Последовательность лепки игрушки из цельного куска.
Цилиндр Катушка Вытягивание ног, свистка
и шеи. Примазывание кусочка
глины для головы.
Вытягивание гривы, ушек, Декоративная отделка гривы
прокалывание свистка стекой или пальцами
Среди массового товара романовских мастеров следует выделить сюжет разнообразных выездов, лошадей-каталок с повозками, распространенный в народной игрушке. В романовской традиции сюжет нашел неповторимую версию - “запряжка в один конь”. Непосредственное перетекание форм друг в друга, создает ощущение цельности и, в то же время, неудержимого движения. Романовский всадник заметно двинулся вперед, на нем длинная одежда, затейливый головной убор, из-под одежды торчат примитивные ножки. В романовской фигурке всадника сохранены глубинные черты местного типа: пропорции коня, эффект “выглядывания” всадника из-за гривы лошади. Еще одной особенностью является изображение коня - шея упруго выгибается вверх и в то же время голова опущена, ушки поставлены вперед.
Начиная работать с пустотелой игрушкой, мастер скатывает из глины шарик, придает ему форму лепешки. Затем соединяет края, оставляя внутри полость - туловище готово. Прикрепляет конусообразные ножки, голову и рога. Рога являются отличием в фигурках животных: у барана туго закручены вперед или спирально расходятся в стороны, у козла идут высоко вверх и несколько закругляются назад. Заканчивает мастер свою работу свистком, вытягивая его из задней части пустотелого туловища. На спине у каждой пустотелой игрушки имеются круглые отверстия для изменения тона звука, увеличение игровых отверстий до двух пар в пустотелых фигурках, является особенностью, присущей только романовской игрушке.
Последовательность лепки пустотелой игрушки
Шарик Лепешка
Примазывание кусочков глины и формирование головы и ног
Традиционные приемы насечек и проколов палочкой дополнялись характерными деталями - кругами, обводкой вокруг глаз, росписью поверх поливы. Цвет поливы разных оттенков - желтый, желто-зеленый с красными подтеками. Тон поливы служит фоном, по которому разбросаны ветки елочек и полосы, исполненные серебряной краской - алюминием.
Появление “романушки” считается особенным, присущим только романовской пластике явлением. “Романушка” имеет очень характерную позу: стоит подбоченясь, корпус отклонен назад, голова гордо и высокомерно поднята. Глаза - глубокие дыры. Как правило, черноволосая и чернобровая. При обработке деталей, мастера не скупились на декоративную отделку : головной убор и нагрудные украшения густо усыпаны мелкими дырочками - обозначающими бусы. Рюшь передника - украшена насечками. Изображается “романушка” иногда с детьми или с домашними птицами в руках. В росписи, в основном, преобладают три цвета: красный, синий, зеленый. Нагрудное украшение и кокошник “посеребрены ” алюминием. Фигура "романушки” имеет двоякое значение. Первое - древний символ праматери, прародительницы. Второе - явно определяющее светскую тематику - национальный вариант местного типа женщины (костюм, цветовое сочетание, поза).
Последовательность лепки Романушки
Раскатывание юбки-колокола Примазывание жгутиков-рук,
Шариков –груди, фартука и
головного убора
Примазывание жгутиков: бусы, коротея Декоративная отделка стекой
В начале XIX века в Липецке был открыт первый на территории России курорт. Романовские крестьяне часто бывали в городе и видели отдыхающих дам и офицеров, приезжающих на липецкий курорт, который был весьма популярен. Вся эта тематика пришла в романовскую игрушку-скульптуру. Детали одежды знатных дам, мундиры военных переданы в романовской пластике того периода весьма достоверно. Тут и генералы в золотых эполетах, мчащиеся на тройке, и чинно прогуливающиеся офицеры с пышно разодетыми дамами. Романовская игрушка XX века стоит почти на грани натуралистического искусства.
В начале XX века Романовский промысел стал угасать, но в 60-е годы был возрождён мастером Виктором Анатольевичем Маркиным. Игрушки побывали на фестивале в дни празднования 850-летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах.
Как любой народный промысел, романовская игрушка остаётся наполненной глубоким смыслом, в котором хранится красота и народная мудрость. И в этом – неприходящая ценность духовной культуры русского народа, живая история Липецкого края и всей России.
Целесообразно после знакомства с романовской игрушкой предложить детям вылепить игрушку из глины или пластилина по мотивам романовского промысла.
Большим подспорьем в ознакомлении дошкольников с народным искусством родного края является посещение Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства с постоянно действующей экспозицией. В музее работает «Школа ремёсел», проводятся мастер-классы, дающие возможность прикоснуться к удивительному миру народной культуры.
К сожалению, организация экскурсий для дошкольников имеет определённые трудности и требует тесной работы с родителями воспитанников. Но многое можно сделать и при проведении НОД в детском саду.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что знакомство с народным декоративно – прикладным и песенным искусством, имеет огромное значение для становления мировоззрения дошкольников. Так как именно народное искусство прочно хранит и передаёт национальные традиции и выработанное народом отношение к миру, где общерусские черты сочетаются с местными особенностями Липецкого края. Формирование любви к Родине невозможно без приобщения к культурным традициям своего народа. Знакомство дошкольников с традициями и обычаями Липецкого края посредством декоративно-прикладного искусства и песенного творчества позволяет заложить эмоционально-нравственные основы отношения к истокам культуры своего народа.
Список литературы:
1. Иващенко К. Л. Как у Вани на поляне. Народные песни Липецкой области. – Липецк, 2010.
2. Искусство родного края. дидактические материалы к программе курса «Художественное краеведение». – Липецк : ЛИРО, 2008. – 198 с.
3. Колобкова И. А. Романовская глиняная игрушка // Народное искусство. – М., 1995.
4. Елецкие кружева. – М., 1985.
5. Шнайдер А. Г., Шнайдер И. В., Шонина К. В. Липецкая область. Самый полный путеводитель. - НИЦИТ, 2014. - 400 с.