Алена Клевакина
Конспект НОД «Русский платок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к Русской Народной Культуре
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: «Русский платок».
Выполнил воспитатель: Клевакина А. А.
Цель - приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с историей русского платка.
Программные задачи:
Публикация «Конспект НОД „Русский платок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
- развивать у детей познавательный интерес к традициям русского народа, истории появления платка на Руси и его назначении;
- вызвать эмоциональный отклик при восприятии изделий народного промысла и умение замечать характерные признаки платков;
- расширять словарный запас терминами «убрус», «павлопасадская мануфактура», «павлопасадские мастера» ;
- развивать навык работы в нетрадиционной технике росписи платка с помощью трафарета и волшебной кисточки;
- продолжать знакомить с понятием узор, трафарет, побуждать составлять узор на квадрате, выделяя центр, углы, стороны;
- воспитывать бережное отношение к изделиям народного промысла, к традициям;
- воспитывать аккуратность при работе и желание довести работу до конца.
Предварительная работа:
-Подборка русских платков- иллюстрации;
-Беседа с детьми о русских головных уборах;
-Разучивание русской народной игры «Платочек», «Гори, гори ясно!»; -Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы платочки постираем».
Материалы: клеёнка, гуашь, ватные палочки и трафареты для изображением цветов (волшебные кисточки, поролоновые губки.
Оборудование:
1. Расписные платки;
2. Выставка картин с изображением платков на доске;
4. Платки для детского творчества (из бумаги);
5. Разрезные платки из картона (пазл) для д/игры «Сложи платок».
Ход занятия:
Воспитатель:
Ой, вы люди добрые, приветствуем вас и рады видеть! (у воспитателя накинут платок на плечи)
Ребята, а поведать я вам сегодня хочу историю про очень интересную и красивую вещь. Она вам всем знакома:
«Носят женщины, старушки
Носят малые девчушки –
К уголочку уголок
Сложен красочный….»
Дети:
-Платок!
Вопитатель:
-Да, это платок. Платки бывают разные, но я хочу познакомить вас с историей русского платка.
(Дети садятся на стульчики)
О, Русь Великая, О Русь Красавица,
Полна обычаев твоя судьба.
Хранишь традиции, земля страдалица,
Горит нетленная твоя звезда.
С далёких лет летит обычай старенький :
Покрыла голову своим платком.
Красива девица, ты душу спрятала,
Нечистой силушке закрыла дом.
Ведь на Руси тогда считали волосы
Замужней женщины за колдовство.
И страшно - "опростоволоситься",
Верх неприличия - то баловство.
Платочек был и мысли разные
Держал в порядочке, берёг от бед.
Укрыл он волосы её прекрасные -
Нечистой силушки пропал и след.
И предки верили в ту силу дивную,
Источник радости и божества.
И косу девица свою предлинную,
Лишь для любимого тогда плела.
О, Русь великая, ты помнишь, матушка,
Растили русичи на поле лён,
Потом полотнища там ткали лапушки
И вышивали крест-убрус* на нём.
(рассмотрение картинок)
Платок вошёл в гардероб русских женщин в 17 веке, потеснив другие головные уборы. Все, и простые крестьянки и царские особы, стремились приобрести такое украшение. Платок или плать (кусок ткани) – это главное украшение не только в празднике, но и это повседневный наряд. Каждый платок – это ещё и отражение русского народного искусства. Мастера павлопосадской мануфактуры (которыми мы сегодня станем) для отдельного платка придумывали свои узоры из пышных полевых и садовых цветов. Народ обладает собственной историей и культурой, которая находит отражение в предметах одежды и быта.
Павлопосадские - полотна царские,
Соединяющих узоров нить.
И Осень с золотом,и лето красное
В платочках павловских переплелись.
Воспитатель:
- Ребята, а ваши мамы или бабушки сейчас носят платки?
Дети:
- У моей бабушки много платков.
- Моя мама носит, только они меньше.
Воспитатель:
- А как вы думаете, платки сейчас продаются в магазине?
Дети:
- Да, продаются.
Воспитатель:
- Меняются времена, а платок остаётся одним из лучших подарков. Платки покупают в подарок. Платок это не просто головной убор, а символ любви и красоты. Давно на Руси бабушки передавали в наследство своим внучкам самый дорогой подарок – платок.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, платки нужны для того, чтобы их только носить или ещё с ними что-нибудь можно делать?
Дети:
- С ними ещё можно играть в игры «Платочек», «Гори, гори ясно!».
Воспитатель: Правильно! Сейчас поиграем в игру «Сложи платок».
На столе лежат 4 разрезанных платка из бумаги разного цвета, дети подходят и берут себе две детали и, в зависимости от цвета, складывают платок из деталей в обруч такого же цвета (в красном обруче – красный платок; в жёлтом обруче – жёлтый платок; в синем обруче – синий платок).
Воспитатель:
- Скажите, из чего состоит узор платка?
Дети:
- Из больших и маленьких цветов.
- Из листьев.
- Есть большой цветок в центре, есть по сторонам или в углах.
Воспитатель:
-Делу время – потехе час. Я вам предлагаю стать мастерами и украсить свои платочки пышными узорами из цветов. Рассмотрите внимательно изображения платков и подумайте, какой узор вы хотите изобразить, какой цвет вам понадобиться для изображения, какого размера цветы в центре платка, а какие в уголках. (рассматривание платков на доске, после дети спокойно садятся на стульчики за рабочие столы)
Воспитатель:
-Ребята, у вас на столе приготовлены необходимые предметы для оформления платка. Украшение платка удобней начинать украшать откуда, Артем?
Дети:
-С центра. (отвечает Артем)
Воспитатель:
- Хорошо, для изображения цветков имеется трафарет, который необходимо положить в центр платка, поролоновую губку обмакнуть в краску и покрасить в середине трафарета платок, после чего аккуратно убираем трафарет и берем волшебные кисточки, они у нас с вами похожи на цветок,и приступаем к изображению следующих цветков по углам платка. После изображения цветов аккуратно ватной палочкой дорисовываем зелень - листья, завитушки (объснение воспитателя сопроводается показом).
Воспитатель:
-А теперь разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем».
Мы платочки постираем,
Крепко-крепко их потрём. Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак;
А потом повыжимаем,
Очень крепко отожмём. Выполнять движения «выжимаем бельё»;
А теперь мы все платочки
Так встряхнём, так встряхнём. Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения
А теперь платки погладим, кистями вверх-вниз;
Мы погладим утюгом. «Гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой
А теперь платком помашем
И с ним весело попляшем. Выполнять движения «Фонарики».
Воспитатель:
-А сейчас, приступайте к украшению своего платка.
(дети выполняют работу, при необходимости воспитатель помогает индивидуально)
Воспитатель:
-Молодцы мастерицы и мастера. Ведь вы сегодня продолжили русские традиции – изготовили платки. Что вы скажите о своих платках?
Дети читают стихи:
Эту русскую сказку
Каждый видеть здесь рад,
Это сказка с названием
Павлов Посад. (Артем)
На посадском платке –
Россыпь разных цветов,
Ароматы весны,
Дуновенье ветров! (Алина)
Словно счастья букеты
На посадском платке.
Их теплей и роднее
Не найти нам нигде! (Кристина)
Воспитатель:
- Какие все молодцы! Какие красивые получились у вас платки ребята!
- Ребята, о чем мы сегодня говорили?
- Какие мастера расписывали платок?
- Как русский народный платок называли? Первое его название.
- С помощью чего вы украшали платки? (трафарет, поролоновые губки, ватные палочки, волшебные кисточки)
- Из каких элементов состоит узор на платках? (полевые и садовые цветы, листья)
- Какого цвета цветы изображены на платках? (разноцветные)
- Одна из русских традиций дарить платок своим родным и близким. Скажите, ребята, кому вы подарите платок?
Дети:
-Маме и бабушке.
Воспитатель:
«Платок для каждой женщины
И в наш, и в прошлый век
Желанный подарок
Надёжный оберег».
Предлагаю вам ещё исполнить танец с платком (звучит русская народная музыка, дети в русских нарядных костюмах).