Соня Псардиева
Программа по приобщению детей к русской и армянской культуре
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Для своей работы «Приобщение детей к истокам русской и армянской народной культуры» мною выбраны следующие приоритеты :
Публикация «Программа по приобщению детей к русской и армянской культуре» размещена в разделах
Во – первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа.
Во – вторых следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. И в русском и в армянском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность.
В – третьих большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – своему начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Мясникоский район- место компактного проживания армян уже более 235лет. Район имеет свою богатую историю и культуру. Мясниковский район является районом, где 49% населения составляют жители армянской национальности.
Поселившись на берегах Дона более 235 лет назад, донские армяне навсегда связали свою судьбу с донским краем. Здесь выросло и трудилось не одно поколение. Наши предки славились своим трудолюбием, бережным отношением к земле, уважением к старшим, заботой о детях. Всё это стараются сохранить и преумножить сегодня в каждой семье. Бережно хранятся и передаются из поколения в поколение любовь к богатой истории армянского народа, сохраняются и преумножаются богатые культурные традиции.
Переселившись в донские края, армяне привезли с собой и со временем на месте создали самобытное народное творчество: сказки, песни, пословицы и поговорки, басни, загадки, в которых отображена их история, быт, переживания.
Собрание и изучение жанров устного народного творчества донских армян началось довольно поздно, что послужило причиной утраты их значительной части. Впервые записал и литературно обработал несколько загадок армянский поэт-классик ростовчанин Рафаэл Патканян в 1892 году в учебнике «Букварь», изданном в Вене. В 1892 году в Ростове-на – Дону вышел сборник фольклориста Геворка Тиграняна «Пословицы, поговорки и легенды Нового Нахичевана». Позже произведения донских армян изредка появлялись в выпусках Эминского этнографического сборника.
В 1965 году был выпущен сборник Х. А. Поркшеяна «Устное народное творчество армян Нор Нахичевана» и книга С. Б Арутюняна «Армянские народные загадки». В 1965 году вышла вторая книга Х. А. Поркшеяна «Армянская этнография и фольклор». В сборнике «Дерево сильно корнями», выпущенном Ростиздатом в 1973 году, были опубликованы пословицы и поговорки донских армян. В 1994 году в Ростове-на Дону два сборника краеведа и журналиста Ш. М. Шагиняна «Арзу и Хамбер 2- фольклор армян Крыма и «Меч Авлуна» - сказки, а в 2005 году – книга «Загадки донских армян». Большинство изданий выходило с переводом на русский язык, что способствует с духовным богатством донских армян большого круга читателей.
Много работы проводится в районе по сохранению армянской культуры. В школах преподаётся армянский язык и литература. Но для ДОУ нет разработанных программ по приобщению дошкольников к армянской культуре. Большую трудность в этой работе представляет различие местного диалекта и литературного армянского языка.
Многие ДОУ разрабатывают свои программы. Педагоги- энтузиасты интегрируют армянскую культуру в различные виды деятельности ДОУ.
В нашем ДОУ имеется богатый опыт работы по приобщению детей, педагогов, родителей к армянской народной культуре.
Исходя из вышесказанного нами была разработана программа «Приобщения детей к истокам русской и армянской народной культуре». в своей работе я опиралась на программу О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», педагогический альманах, «Детство» РГПУ им. Герцена и книгу Х. А. Поркшеяна «Армянская этнография и фольклор».
В программе обозначены следующие направления работы по приобщению детей к истории и культуре родного края :
знакомство с традициями и обычаями народов родного края, бытом и фольклором, обучение родному языку. Ожидаемый результат- воспитание уважения к людям разных национальностей, через познание детьми духовного богатства народов родного края.
Главной целью этой программы является воспитание чувства патриотизма, любви к родине и интереса к русской и армянской народной культуре, истории; к обычаям и традициям родного края.
Создание программы продиктовано многолетней работой в детском саду в условиях двуязычия.
К окончанию ДОУ дети должны:
1. знать, любить и различать русские и армянские народные музыкальные инструменты;
2. использовать в активной речи фольклор;
3. уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;
4. принимать осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;
5. знать былинных и сказочных героев, узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
6. любить родной край, его обычаи и традиции.
Программа апробирована в МДОУ «Ласточка» и рекомендована для использования в работе ДОУ Мясниковского района.
Особую роль в реализации задач по приобщению детей к народной культуре играет музей русско-армянского быта, созданный в ДОУ. В нём собрана большая коллекция предметов быта, утварь, украшения, которые помогают детям вживаться в народную культуру. Все, что собрано в музее, хранит тепло души людей, создававших их, а значит это часть духовного наследия прошлого.
Очень важно, что музей собирался и родителями, и сотрудниками, потому что все чувствуют свою причастность к сохранению народной культуры. Это помогает всем понимать, что прошлое, настоящее и будущее крепко связаны между собой, а все мы – часть единого целого.
Россия – полиэтническая страна, родина многих народов. В основе отечественной культуры лежит многообразие культур. Культурное наследие народа – огромное богатство, которое надо сохранить и преумножить. Традиционная отечественная культура- это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающие духовные ценности, выработанные разными народами России.
Возрождать национальную культуру следует путём создания благоприятных социально-экономических, политических, экономических, материальных, психолого-педагогических условий для реализации традиционных форм национальной жизни, всестороннего развития разных этнических групп, укрепление национально-культурных традиций прошлого и настоящего. Именно поэтому надо обратиться к нравственным ценностям, к национальной культуре народа, к педагогическому наследию.
Сегодня каждый педагог должен знать культуру и историю России, относиться с любовью к людям других национальностей.
Дошкольное детство – важнейший период жизни человека. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений.
Мир взрослых должен стать пространством комфортного окружения мира ребёнка, мира детства. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. А главное – верить в успех, творить добро, излучать любовь, видеть красоту, искать истину.
Как писал В. А. Сухомлинский, человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра.
Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской и армянской народной культуры.
сентябрь.
НОД «Кто мы, откуда? Где наши корни?"
НОД"Человек без Родины как соловей без песни".
НОД"Знакомство с комнатой краеведения, с предметами быта".
НОД"Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским и армянским народами и их корнями".
Презентация"Знакомство со знаметымыми односельчанами",
Цель:Воспитывать патриотизм,чувство гордости за мудрость и смелость русского армянского народов.
Рассматривание семейных фотографий;
Беседы «Как жили наши предки»;
Изготовление семейного древа.
Экскурсия в этнографический музей.
октябрь
«С новым урожаем!»
Что летом родится, то зимой пригодится.
«Народный костюм».
Познакомить детей с женскими и мужскими русскими и армянскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.
Праздник «Осень, осень, в гости просим»;
Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок;
Выставка поделок из природного материала.
Оформление альбома «Русский и армянский народный костюм» (совместно с родителями;
Выставка «Куклы в национальных костюмах»
ноябрь
Ходит сон близ окон. "Русские и армянские колыбельные".
Знакомство с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Развлечение «Бабушкин сундук»
Отгадывание загадок о предметах быта;
Экскурсия в краеведческий музей;
декабрь
Зимние песенки, потешки, игры,стихи. Разучивание русских и армянских песенок, потешек,игр к празднику.
Знакомство с историей и достопримечательностями села.
Презентации, беседы,выставка
«Мой Чалтырь"
январь
Коляда,отворяй ворота.
Разучивание русских и армянских песенок, колядок к празднику.
В гостях у сказки. Инсценировка: Сказка «Репка»
(Шахкам) на русском и армянском языках.
Выставка «Откуда хлеб пришёл?»
Конкурс «Каравай»
Беседы,экскурсии.
февраль
«Ждем весну. Готовимся к Масленице»
Презентация" Праздник Масленица у русского и армянского народа"
«Познаем секреты русской и армянской кухни. Печем блины» Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.
Международный День родного языка.
Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица» «Паргенанк»
Совместное мероприятие с родителями: Выставка «Блюда национальной кухни»
март
Нет милее дружка, чем родная матушка. Разучивание стихотворений, песен на русском и армянском языке про маму
Посиделки» Бабушкины угощения»
«Народные промыслы России»
Презентация: «В музее народного творчества»
Выставка работ детского и родительского творчества.
Презентации «Народные игры»
Мастер-класс для родителей
«Забытые игры»
апрель
«Пасха»"Задик"
Презентация, беседы, рассказывание про историю празднования., обычаи и традиции.
Традиции нашей семьи.
НОД "Народные музыкальные инстументы".
Презентация, беседы, рассказывание про историю празднования., обычаи и традиции.
май
«Про отцов и дедов помним»
Выставка работ детского творчества «Победный май»
Рассматривание фото из семейного альбома;
Утренник «День победы!»
В хороводе были мы.
.Знакомство с русскими и армянскими народными хороводными играми, их историей, значением.
Развлечение «Хоровод, хоровод, пляшет маленький народ»
Викторина «Русские и армянские народные сказки»,
«Праздник берёзки».
НОД «Одна у человека мать, одна и Родина»