Елена Гринченко
Приобщение детей к культурным ценностям через организацию виртуального музея народных промыслов России
▼ Скачать +Заказ
В статье описывается опыт применения информационно - компьютерных технологий в процессе приобщения детей дошкольного возраста к культурно историческому наследию нашей Родины.
Организация мини – музея в ДОУ позволяет решить одну из ключевых задач национального проекта «Образование» - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально – культурных традиций.
Публикация «Приобщение детей к культурным ценностям через организацию виртуального музея народных промыслов России» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В детском саду роль посредника выполняет воспитатель, который помогает ребенку в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями.
Использование в работе педагогов ДОУ музейно – образовательных игр, дающих стимул воображению и творческой импровизации, способствует лучшему усвоению информации в процессе ознакомления с разнообразными видами декоративно – прикладного и изобразительного искусства. Такие игры развивают способность к эстетическому переживанию и способствуют формированию исторического сознания детей.
Воспитать любовь к Родине можно лишь умело сочетая наблюдение непосредственного окружения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин, иллюстраций.
Однако, в период ограничительных мер, по причине которых «живое общение, обучение, взаимодействие» на всех ступенях образования, включая дошкольное, максимально минимизировано, организация виртуального пространства музея «Народные промыслы России» становится особенно актуальной.
Для современного этапа развития общества характерно возрастание роли семьи как важнейшего института воспитания и социализации личности. Данная тенденция находит отражение в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44). В этих условиях важно сделать родителей активными участниками жизни ДОУ, найти новые пути взаимодействия образовательной организации и семьи, создать условия для выстраивания эффективных партнерских отношений.
В рамках социального партнерства дошкольного учреждения и семьи создание виртуального пространства музея народных промыслов нашей страны также позволяет повысить уровень компетенции родителей (законных представителей) по приобщению детей к культурно – историческим и национальным традициям нашей Родины.
Система взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников поможет вовлечь родителей (законных представителей) в проектную деятельность при организации мини – музея в ДОУ по использованию сопроводительных материалов к экспонатам, представленным на страницах виртуального музея, накоплению информации (материала, изготовлению (созданию) и самопрезентации творческих работ. (типа наш мини музей дает возможность взрослому (родителю) дополнить инфо, либо сам занимается каким либо видом
Для достижения наибольших результатов в этом направлении педагогу необходимо владеть методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе, придерживаться принципа познания многообразия мира истории и культуры через игру, творчество, самостоятельную деятельность детей, ориентируясь на их возрастные особенности, обогатить развивающую предметно - пространственную среду через создание электронной базы музейных экспозиций, дидактических и методических материалов по использованию виртуального музея в работе ДОУ, а также приемами организации сетевого взаимодействия с родителями (законными представителями).
При организации виртуального музея необходимо учитывать адресность, т. е. ориентацию на конкретную возрастную группу детей.
В процессе ознакомления детей с теми или иными экспозициями виртуального музея идет приобщение воспитанников к разным видам народного творчества. Экскурсии по экспозициям виртуального музея позволяют окунуться в прошлое, познакомиться с культурно – историческим наследием нашей Родины. Реализация проекта по созданию виртуального музея делает процесс ознакомления и приобщения детей к культурно – историческому прошлому нашей Родины не только более доступным, но и способствует развитию нравственно – патриотических качеств дошкольников.
На страницах виртуального музея могут быть представлены не только экспозиции по разным направлениям развития, но и онлайн мастер – классы и консультации, конференции и другие дистанционные мероприятия.
Таким образом, взаимодействие педагогов ДОУ с воспитанниками и их родителями (заонными представителями) в рамках сетевого сообщества позволяет организовать тесное сотрудничество, обмен информацией, а также обогащение (создание) виртуальной образовательно-развивающей среды по ознакомлению с культурой, историей родной страны и родного края особенно актуально в настоящее время.