Таисия Рогова
Приобщение детей дошкольного возраста к природе родного края, родной страны (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на пер-вый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приоб-щение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В работе по приобщению к природе важно учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение). Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней, когда человек будет смотреть на нее внимательными глазами, относиться к ней с любовью и бережно.
Все методы по экологическому воспитанию можно разделить на наглядные, словесные, игровые и практические.
В своей профессиональной деятельности по экологическому развитию детей я широко использую наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения.
Экскурсии в парк - особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, насекомыми и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, спо-собствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспита-ния детей. Воспитатель знакомит детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке должно быть такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, ку-старников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между пред-метами и явлениями нужно использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Рассматривание картин. Картины дают возможность подробно рас-смотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Рассматривание художествен-ной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведении И. И. Шишкин «Рожь»; И. И. Левитан «Золотая осень»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»;
Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Словесные методы.
В своей деятельности я активно использую словесные методы: бесе-ды, рассказывание, чтение художественной литературы. При этом также используется иллюстративный материал – фотографии, картины, диафильмы.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности. Произведения А. Плещеева, С. Есенина, В. Бианки, К. Г. Паустовского не оставят равнодушными наших воспитанников.
Игровые методы.
Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.
Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью за-крепления знаний. Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».
Практические методы.
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллек-тивных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
Участие в экологических акциях «Сдай батарейку! Спаси ежика!», «Кормушка для пернатого друга», «Птичий переполох».
Работу по экологическому воспитанию я стараюсь проводить вместе с родителями детей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями воспитатель сможет решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителя-ми по экологическому воспитанию детей можно использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. обогащают свой запас знаний новыми знаниями о при-родных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.