Папки-передвижки

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора

валентина кудрявцева
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

«Фольклор, как средство приобщения к истокам русской народной культуры»

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» К. Д. Ушинский

Вступление:

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора» размещена в разделах

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа.

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

Актуальность данной проблемы приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам отечественной и мировой литературы.

В последнее десятилетие в нашей стране отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Наиболее незащищенными от негативных воздействий, оказались дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора.

И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Я изучила методические пособия Л. С. Куприной, Т. А. Будариной «Знакомство детей с русским народным творчеством», В. Н. Косаревой «Народная культура и традиции», О. О. Тимофеевой «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края», интернет ресурсы.

В течение нескольких лет использую программу О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», где предлагаются методические и организационные приёмы педагогической работы, планы занятий с детьми всех возрастных групп.

Работая по этой программе, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее.

Проводя первичную диагностику с вновь поступившими детьми я убедилась, что они далеки от народной культуры; не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми, с народной игрушкой.

Таким образом, стала очевидной необходимость знакомить дошкольников с компонентами русской народной культуры.

Цель: знакомство и приобщение детей к русской народной культуре, через использование фольклора.

Задачи:

1. Создать условия в группе для приобщения детей к фольклору.

2. Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала.

3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству, знакомству с календарными праздниками, обычаями и традициями.

В работе с детьми использую следующие методы:

- наглядный метод;

-словесный метод;

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

- практический метод: упражнения в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Основные направления работы:

Для реализации задуманного в группе созданы необходимые условия. Предметно-развивающая среда способствует развитию деятельности детей, возможности активизации и самовыражения.

• Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, скороговорками.

• Настольный театр по мотивам русских народных сказок оснащен шапочками-ободками для игр-драматизаций и инсценировок сказок.

• В наличии дидактические и настольно-печатные игры, лото, мозаика: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой», «Мои любимые сказки».

• Созданы картотеки игр с применением фольклора и народных потешек.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры начинается со знакомства с малыми формами фольклора, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника я использую потешки, считалки, заклички для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Потешки я обыгрываю разными способами: сопровождаю чтение действием игрушки, использую пальчиковый театр, шапочки, маски.

Используя игрушки, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки, становятся общительнее. Им нравится, когда я беру куклу Катю на руки и ласковым голосом начинаю припевать, покачивая ее «Баю, баю, баю, бай! Мы проснулись, потянулись, Вместе солнцу улыбнулись».

Во время умывания, причесывания детей знакомлю с песенками «Зайка начал умываться - видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песни и переносят их в повседневную игру.

Знакомство с потешками начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые ребята услышат. Приятно наблюдать, как дети используют песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относятся к своим куклам.

В работе с детьми я применяю и загадки, предлагая такие, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При этом использую фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы не вызывает у ребенка больших затруднений, т. к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

Чтение сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т. д.) Вначале прочитанную сказку вношу в книжный уголок. Дети рассматривают иллюстрации, более смелые могут пересказать сказку.

Затем предлагаю «Театр картинок», используя который дети более последовательно рассказывают сказки.

Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомятся с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук.

Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех.

Есть сказки, в текст которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»

Так у младших дошкольников воспитываю понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре.

В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых фольклорных форм» большее место уделяю пословицам, поговоркам, считалкам. А также знакомлю с понятием «народная игрушка».

Детей старшего возраста знакомлю с былинами, музыкальным фольклором, народными играми, с традициями и обычаями русского быта, народным костюмом, старинными музыкальными инструментами.

На протяжении нескольких лет веду кружок дополнительного образования «Ладушки», где дети продолжают знакомиться с народным творчеством.

Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения. В развлечениях «Тень, тень, потетень», «К бабушке Варварушке», «Капустник», «Весёлая ярмарка» дети активно проявляют интерес к русским народным песням, хороводам, играм, потешкам. Подготовка к развлечениям даёт положительные эмоции и праздник ассоциируется с радостью.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей, которые помогают в изготовлении костюмов и атрибутов к развлечениям.

Стараюсь заинтересовать их в совместной работе по приобщению детей к русскому народному творчеству: загадывание загадок, чтение сказок и потешек детям дома, обсуждение прочитанного.

Для родителей оформлен консультативный материал:

- «Как приобщить ребёнка к русской культуре»,

- «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста»,

- «Приобщение к истории, традициям и культуре России», а также разъясняю, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.

Участвуя в методической работе ДОУ, проводила консультации с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, по поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры. Педагоги активно принимали участие в организации и проведении русских народных праздников.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе русского народного фольклора, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей духовно-нравственных качеств.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора
Опубликовано: 3 мая 2022 в 13:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора» (включая файлы) размещена пользователем валентина кудрявцева (УИ 1134384) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД