валентина кудрявцева
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
«Фольклор, как средство приобщения к истокам русской народной культуры»
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» К. Д. Ушинский
Вступление:
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа.
Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
Актуальность данной проблемы приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам отечественной и мировой литературы.
В последнее десятилетие в нашей стране отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Наиболее незащищенными от негативных воздействий, оказались дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора.
И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Я изучила методические пособия Л. С. Куприной, Т. А. Будариной «Знакомство детей с русским народным творчеством», В. Н. Косаревой «Народная культура и традиции», О. О. Тимофеевой «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края», интернет ресурсы.
В течение нескольких лет использую программу О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», где предлагаются методические и организационные приёмы педагогической работы, планы занятий с детьми всех возрастных групп.
Работая по этой программе, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее.
Проводя первичную диагностику с вновь поступившими детьми я убедилась, что они далеки от народной культуры; не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми, с народной игрушкой.
Таким образом, стала очевидной необходимость знакомить дошкольников с компонентами русской народной культуры.
Цель: знакомство и приобщение детей к русской народной культуре, через использование фольклора.
Задачи:
1. Создать условия в группе для приобщения детей к фольклору.
2. Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала.
3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству, знакомству с календарными праздниками, обычаями и традициями.
В работе с детьми использую следующие методы:
- наглядный метод;
-словесный метод;
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
- практический метод: упражнения в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Основные направления работы:
Для реализации задуманного в группе созданы необходимые условия. Предметно-развивающая среда способствует развитию деятельности детей, возможности активизации и самовыражения.
• Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, скороговорками.
• Настольный театр по мотивам русских народных сказок оснащен шапочками-ободками для игр-драматизаций и инсценировок сказок.
• В наличии дидактические и настольно-печатные игры, лото, мозаика: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой», «Мои любимые сказки».
• Созданы картотеки игр с применением фольклора и народных потешек.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры начинается со знакомства с малыми формами фольклора, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника я использую потешки, считалки, заклички для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Потешки я обыгрываю разными способами: сопровождаю чтение действием игрушки, использую пальчиковый театр, шапочки, маски.
Используя игрушки, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки, становятся общительнее. Им нравится, когда я беру куклу Катю на руки и ласковым голосом начинаю припевать, покачивая ее «Баю, баю, баю, бай! Мы проснулись, потянулись, Вместе солнцу улыбнулись».
Во время умывания, причесывания детей знакомлю с песенками «Зайка начал умываться - видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песни и переносят их в повседневную игру.
Знакомство с потешками начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые ребята услышат. Приятно наблюдать, как дети используют песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относятся к своим куклам.
В работе с детьми я применяю и загадки, предлагая такие, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При этом использую фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы не вызывает у ребенка больших затруднений, т. к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
Чтение сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т. д.) Вначале прочитанную сказку вношу в книжный уголок. Дети рассматривают иллюстрации, более смелые могут пересказать сказку.
Затем предлагаю «Театр картинок», используя который дети более последовательно рассказывают сказки.
Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомятся с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук.
Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех.
Есть сказки, в текст которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»
Так у младших дошкольников воспитываю понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре.
В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых фольклорных форм» большее место уделяю пословицам, поговоркам, считалкам. А также знакомлю с понятием «народная игрушка».
Детей старшего возраста знакомлю с былинами, музыкальным фольклором, народными играми, с традициями и обычаями русского быта, народным костюмом, старинными музыкальными инструментами.
На протяжении нескольких лет веду кружок дополнительного образования «Ладушки», где дети продолжают знакомиться с народным творчеством.
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения. В развлечениях «Тень, тень, потетень», «К бабушке Варварушке», «Капустник», «Весёлая ярмарка» дети активно проявляют интерес к русским народным песням, хороводам, играм, потешкам. Подготовка к развлечениям даёт положительные эмоции и праздник ассоциируется с радостью.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей, которые помогают в изготовлении костюмов и атрибутов к развлечениям.
Стараюсь заинтересовать их в совместной работе по приобщению детей к русскому народному творчеству: загадывание загадок, чтение сказок и потешек детям дома, обсуждение прочитанного.
Для родителей оформлен консультативный материал:
- «Как приобщить ребёнка к русской культуре»,
- «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста»,
- «Приобщение к истории, традициям и культуре России», а также разъясняю, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.
Участвуя в методической работе ДОУ, проводила консультации с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, по поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры. Педагоги активно принимали участие в организации и проведении русских народных праздников.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе русского народного фольклора, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей духовно-нравственных качеств.