Получи документы

Принципы, виды и организация трудового воспитания в старшей группе

Публиченко Наталья
Принципы, виды и организация трудового воспитания в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

В нашем детском саду в 2023 -2024учебном году главной целью воспитания являлось трудовое воспитание детей.

Трудовое воспитание является одним из важных средств всестороннего развития личности дошкольника, осуществляемое через ознакомление с трудом взрослых, а также приобщение детей к доступной трудовой деятельности. Компонентами трудовой деятельности по ФГОС являются:

Публикация «Принципы, виды и организация трудового воспитания в старшей группе» размещена в разделах

1. ценностное отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

2. позитивные установки к различным видам труда и творчества;

3. творческая инициатива, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Важным фактором трудового воспитания старших дошкольников должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Включаясь в трудовой процесс, старший дошкольник меняет все представление о себе и об окружающем мире.

С этой целью, в течение всего года проводились проекты

1. «Вырастим подарок маме». Главной целью являлось вырастить к 8 марта цветок для мамочки.

2. 2. «От семечка до плодов», Главной целью его стало посеять рассаду овощных культур (помидор, горох, кабачок) и вырастить урожай.

В процессе реализации у детей сформировались показатели трудолюбия (осознание цели данной деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к результату труда; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда и огромная радость от результата)

Трудовая деятельность подразумевает под собой не только формирование навыков, она развивает в детях внимательность, активность и собранность. В детском саду дошкольников знакомят с трудом взрослых и приобщают к посильной для них деятельности.

Выделяют несколько функций трудового воспитания :

• Обучающая — развивает у ребёнка практические умения и навыки.

• Развивающая — обеспечивает физическое, социальное, умственное развитие ребёнка.

Воспитательная — формирует трудолюбие, коллективизм, дисциплинированность и внимательность ребёнка.

Принципы :

принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….

принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития

принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

принципа развивающего образования (системности и последовательности);

принципа новизны (использование новейших информационных технологий);

принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Кроме работы по проекту мы работали и над другими видами трудовой деятельности наших детей:

1. Самообслуживание.

В старшей группе задания по самообслуживанию усложняются. Мы как и раньше, обучаем ребят делать определённую работу, но теперь он ещё и помогает нам верно подойти к реализации трудной задачи, объясняет, как можно быстрее и лучше выполнить её. Усиливается контроль со стороны детей, чтобы каждая вещь лежала на определённом месте, дети убирали за собой игрушки.

2. Труд в природе.

Этот вид труда невероятно полезен для детского развития. Он не только увлекателен, но и позволяет узнать много нового об окружающем мире. Ребёнок может напрямую знакомится с природой и её особенностями, благодаря чему у него развивается уважение и бережное отношение к растениям и животным. Труд в природе позволяет эффективно решать задачи сенсорного восприятия, а также помогает составить общее представление о природных объектах. К таким занятиям можно отнести дежурства по уголку природы и создание кормушек для птиц, работа по проектам «Вырастим цветок для мамы», «От семечка до плодов». Эти задания развивают не только трудовые умения ребёнка, но и интерес, любовь и уважение к природе.

3. Ручной и художественный труд.

Этот вид труда преследует цель развить у детей чувство прекрасного и эстетический вкус. К нему можно отнести работу с художественными материалами, лепку, резьбу по дереву, создание поделок из картона и бумаги, занятия с тканью и оригами. Плоды своей творческой работы дети дарят родителям, друзьям или близким людям. Это помогает в развитии нравственных качеств и положительного отношения к окружающим.

4. Хозяйственно-бытовой труд и Коллективный труд.

Данный вид труда развивает социальные навыки и обучает дошкольников коллективной работе. С этой целью мы каждую неделю (в пятницу) проводим уборку групповой комнаты или мытьё игрушек. Это позволяет каждому ребёнку почувствовать себя важным звеном и начать нести больше ответственности за свои поступки. Типы заданий могут быть разными. Такой труд развивает у детей желание поддерживать чистоту и порядок в окружающей среде. Дети учатся коллективному труду для достижения единой цели, формируется целеустремлённость и организованность. В данном направлении трудового развития основную роль играет педагог, поскольку именно с него дети и будут брать пример.

Дошкольники должны выполнять работу сами, а не наблюдать за действиями взрослого. Воспитатель организовывает их деятельность и направляет в нужное русло. К примерам хозяйственно-бытового труда можно отнести уборку комнаты, мытьё посуды и стирку вещей.

5. Дежурство.

Данная работа подразумевает труд группы детей или лишь одного ребёнка на пользу остальным. Зачастую дежурство требует невероятной собранности и обязательности от ребенка, поэтому если подобная работа проводится в первый раз, нужно провести специальное обучающее занятие с целью рассказать и показать как и что необходимо делать. У нас в группе оформлен уголок дежурства.

Инвентарь для дежурства разнообразен, он зависит от возраста детей и их обязательности. Но всё-таки есть базовые инструменты и предметы, которые обязательно должны быть в распоряжении детей. Это фартучки, косыночки, небольшие веники, тряпочки, вёдра с водой, перчатки и несколько маленьких лопаток.

Сама работа имеет множество направлений:

- Подготовка к занятиям: дети раскладывают карандаши, приносят стаканчики с водой, краски.

- Дежурство по столовой: воспитанники убирают со стола, расставляют посуду.

- Дежурство в экологическом уголке: малыши ухаживают за растениями.

- Дежурство на улице: сметают листья с тротуара, насыпают корм в птичьи кормушки и т. д.

И конечно, особую роль в трудовом воспитании играет развивающая среда в группе, которую нужно пополнять и обновлять постоянно. Необходимо

добиться, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома. Для этого я провожу для родителей показ трудовой деятельности детей в дошкольном учреждении, через фотовыставки, видео, консультации, что позволяет родителям увидеть, уровень трудовых умений своего ребёнка.

Педагогический опыт по трудовому воспитанию способствует повышению качества образовательного процесса, делает взаимодействие участников образовательного процесса более увлекательным, эмоционально-насыщенным, результативным.

Список использованной литературы

1. Буре Р. С. Дошкольник и труд : теория и методика трудового воспитания : учеб. -метод. пособие. СПб. : Детство Пресс, 2004.

2. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1987.

3. Котлярова, С. Н. Ознакомление в детском саду детей седьмого года жизни с трудом взрослых Текст. : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Н. Котлярова. Москва, 1975.

4. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду : для

работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М. : Мозаика-Синтез,

5. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] : Кн. для воспитателя дет. сада / Т. А. Маркова. - М. : Просвещение, 1991. - 112 с.

6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. ; Под ред. С. А. Козловой. М. : Издательский центр «Академия», 2002.

7. Психологические основы трудового воспитания школьников / [Э. А. Фарапонова, Т. И. Данюшевская, Т. И. Жукова и др. ]; Под ред. Э. А. Фарапоновой; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М : Педагогика, 1988.

8. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М. : Школьная пресса, 2003.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольниковФоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитанияФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

План проведения Недели трудового воспитанияПлан проведения Недели трудового воспитания 13.02 13.00 Открытие недели трудового воспитания. Общешкольное мероприятие. - Устное народное творчество «Мир пословиц и поговорок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Принципы, виды и организация трудового воспитания в старшей группе
Опубликовано: 12 июля 2024 в 03:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Принципы, виды и организация трудового воспитания в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Публиченко Наталья (УИ 38903) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД