волошина анна юрьевна
Принципы и методы работы по формированию у дошкольников элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Важная задача современной педагогики- формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в различных типах дошкольных учреждений. Важное место отводится обучению дошкольников основам математики. Целью математического развития дошкольников является : всесторонне развитие личности ребенка, формирование элементарных математических представлений, подготовка к успешному обучению в школе.
Принципы обучения математике :
Публикация «Принципы и методы работы по формированию у дошкольников элементарных математических представлений» размещена в разделах
• Наглядность
• Систематичность и последовательность
• Повторяемость
• Научность
• Доступность
• Связь с жизнью
• Развивающее обучение
• Индивидуальный и дифференцированный подход
Методы, используемые на занятиях по ФЭМП:
• Словесный (объяснение, беседа, вопросы)
• Наглядный (демонстрация, рассматривание)
• Практический (предметно-практические и умственные действия)
• Игровой (дидактические игры и упражнения)
Словесный метод в основном заключается в вопросах к детям, т. е. вся работа построена на диалоге воспитатель-ребенок.
Требования к речи воспитателя:
• Эмоциональная
• Грамотная
• Доступная
• Четкая
• Достаточно громкая
• Приветливая
В младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения. В старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе.
Требования к речи детей:
• Грамотная
• Понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;
Требования к вопросам воспитателя:
• Точность, конкретность
• Логическая последовательность
• Разнообразие формулировок
• Давать детям время на обдумывание
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
— в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
— в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?
Требования к ответам детей:
• Краткие или полные, в зависимости от характера вопроса
• Самостоятельные и осознанные
• Точные, ясные
• Достаточно громкие
Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность — не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.
В детском саду используется два вида наглядного материала : демонстрационный и раздаточный.
Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям :
• Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным
• Быть в достаточном количестве.
• Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.
• И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям.
Таким образом, математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.
Основы математических знаний, необходимых ребенку в школе закладываются в дошкольном возрасте. Математические знания детям дают в определенной системе и последовательности. Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность его влияет не только содержание предлагаемого материала, но так же форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.
Современная программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
Математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр позволяет чаще менять виды деятельности и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.