Елена Уткина
Примерный план образовательной работы с детьми 5–6 лет «Животный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Расширение у детей элементарных экологических представлений о домашних животных, их повадках, зависимости от человека, о диких животных различных климатических зон: условиях обитания, питания, выведения потомства.
2. Уточнение названий и внешних признаках домашних птиц, названии их детёнышей. Расширение представлений об уходе за домашними птицами; какие продукты питания и вещи мы получаем от домашних птиц.
3. Формирование представлений детей об охране животных человеком и государством.
4. Развитие умений в уходе за домашними питомцами.
Публикация «Примерный план образовательной работы с детьми 5–6 лет „Животный мир“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям :
«Физическая культура»
• комплекс общеразвивающих упражнений «Веселые жители зоопарка»;
• подвижные игры «Хитрая лиса», «Бездомный заяц» и др.
«Социализация», «Безопасность»
Беседа «Когда животные бывают опасны». Продолжать формировать представления детей об основных источниках опасности при взаимодействии с животными, развивать осторожное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, расширить знания детей о способах привлечения взрослых на помощь в соответствующих обстоятельствах.
«Познание» (развитие сенсорной культуры)
Экспериментальную деятельность «Знакомство со свойствами кожи и меха». Учить детей обследовать материалы, выделять особенности фактуры, цвет, прочность, эластичность, пропускает воду или нет, сохраняет тепло и др. Предложить детям выбрать материал для выполнения разнообразных работ (аппликации, шитья детской одежды, обуви, аксессуаров).
«Познание» (развитие кругозора)
Беседа «Животные различных климатических зон». Расширять знания детей об условиях обитания, питания, выведения потомства животных. Формировать представления детей об охране животных человеком и государством.
«Труд» (рукотворный мир)
Художественный труд «Петя-петушок, золотой гребешок». Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Показать сочетание художественных материалов: туловище с головой из пластилина, хвост, крылья из природного материала. Развивать чувство формы, пропорций, фантазию.
«Коммуникация»
Беседа «Что мы знаем о профессии дрессировщика». Расширять представления детей о культурном явлении – цирке, о профессиях, атрибутах, значении профессии дрессировщика в жизни общества, правилах поведения. Учить образовывать от существительных прилагательные. Совершенствовать умение участвовать в коллективной беседе, самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы.
«Чтение художественной литературы»
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа», продолжать учить детей понимать юмор ситуации, уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличия от других литературных жанров, учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа.
«Художественное творчество» (рисование, декоративно-прикладное искусство)
Декоративное рисование «Нарядные животные». Уточнить представления детей об особенностях дымковской игрушки (материал, оформление, образы). Продолжать знакомить детей со средствами выразительности – характерными элементами, цветосочетаниями, композицией. Совершенствовать умение украшать шаблоны с изображением птиц и животных. Развивать творческие способности детей.
«Художественное творчество» (лепка)
Лепку «На арене цирка». Учить составлять коллективную сюжетную композицию, лепить животных на основе цилиндра комбинированным способом, передавая характерные особенности и движение животных. Учить соотносить фигурки по величине и пропорциям. Развивать творчество в дополнении образа цирковыми аксессуарами из различных материалов. Развивать глазомер.
«Художественное творчество» (аппликация)
Коллективную аппликацию «Лесные жители». Закреплять умение детей совместно задумывать содержание своей работы. Совершенствовать знакомые способы работы с ножницами. Продолжать учить подбирать цвета, правильно передавать соотношения изображений по величине, совместно составлять единую композицию. Воспитывать интерес к результату коллективной деятельности;
«Музыка»
- для слушания («Утро» муз. Э. Грига, «Утро» муз. С. Прокофьева, «Облака плывут» муз. С. Майкапара, «Облака» К. Дебюсси, «Подснежник» муз. П. И. Чайковского, «Подснежник» муз. А. Гречанинова, «Весной» муз. Э. Грига, «Цветы» муз. Р. Шумана, «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского);
- для пения (распевки по методу В. Емельянова, «Как прекрасен мир» муз. И. Кушниковой, «Солнышко и дождик» муз. Е. Попляновой, «У берёзки» муз. С. Насауленко, «Про меня и муравья» муз. Абелян);
для музыкально-ритмических движений («Радуга-дуга» р. н. п.);
- для игры на детских музыкальных инструментах («Сорока-сорока» р. н. приб. обр Т. Попатенко);
- дидактическую игру «Музыкальные загадки»;
- развлечение театр «Как ребята лес спасли».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельностидетей целесообразно внести :
- альбом: «Животные и птицы Урала»;
- альбомы или мультимедийные презентации по темам: «Животные и птицы Урала», «Животные Челябинского зоопарка»,«Животные России, занесенные в Красную книгу»;
- трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных;
- модели: «Правила обращения с животными и насекомыми»;
- разрезные картинки, «Домино - животные»;
- картины из серии «Дикие животные»;
- фланелеграф для обыгрывания «Кто как от врагов спасается»;
- деревянные ложки, погремушки, металлофон, барабан для формирования умения подыгрывать простейшие мелодии («Песенка кукушки», «Песенка дятла» и др.);
- коллекция наборов открыток зверей, птиц, рыб, насекомых;
- атрибуты с изображением животных в уголок ряженья и спортивный уголок;
- материалы и оборудование для рисования палочкой на песке;
- материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации;
- строительный материал.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- рассмотреть иллюстрации с изображением явлений природы, животных;
- просмотреть и обсудить мультфильмы о животных («Подарок для самого слабого», «Грибок-теремок и др.);
- придумать загадки о животном, подобрать иллюстраций для группового альбома;
- понаблюдать за птицами и животными на улице;
- посетить цирк;
- посетить городской зоопарк, понаблюдать за животными, формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия;
- приготовить разнообразные блюда для детского питания, с использованием меда, яиц, молока, сметаны, творога;
- подготовить рассказ с ребенком о питомце;
- привлечь к уходу за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм и т. д.);
- подготовить фотографии своих домашних питомцев для выставки «Наши домашние любимцы».
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
• рассматривание альбома или мультимедийной презентации по теме: «Животные и птицы Урала»;
• составление описательного рассказа по схеме о животном;
• рассматривание иллюстраций с изображением блюд из яиц и творога;
• д/ игры «Угадай, чьи следы», «Где чье жилище?», «Кто из животных какую пользу приносит», «Где чей хвост?», «Где чей детеныш?»;
• составление и разгадывание загадок о животных;
• показ репродукций с изображением птиц произведений художников (В. Ватагина, И. Ефимова);
• рисование животных разными способами (на основе круга, квадрата, от петли и др.);
• прослушивание аудиозаписи: "Голоса птиц"; "Голоса животных».дидактическая игра «Кто где живет», «Зоологическое лото»;
• чтение: Н. Сладкова «Лесные сказки»;
• сравнение изображений животных разными художниками-графиками: Е. Чарушиным, В. Ватагиным, В. Чижиковым, Ю. Васнецов, Е. Рачевым, И. Билибиным.
• беседа о том, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края);
• составление моделей «Правила поведения с животными».
• провести дидактическую игру «Чьи следы и куда ведут» на различение характерных особенностей животных, способе их передвижения, повадках.
• чтение произведения А. Кушнир «Птицы», продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе, учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы;
• чтение произведения «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;
• чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце», продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказов, продолжать знакомить с книгами, обращать внимание детей на оформление книги.
Гигиенические процедуры:
ситуативный разговор «Теплые вещи для осенней погоды». Закреплять знания детей о сезонных явлениях, уточнить от изменения каких особенностей сезона зависит комплект одежды.
ситуативный разговор «У кого такая одежда». Расширение знаний о внешнем виде животных, сравнение животных.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
ситуативный разговор: «Какие животные чем питаются».
Прогулка
наблюдения за осенними изменениями в природе (закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь животных и человека);
наблюдение за собакой на прогулке (почему опасны контакты с бездомными животными);
подвижные игры: «Хитрая лиса», «Лягушки и цапля», «Черепахи». «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Коршун и наседка», «Караси и щука», «Кузнечики», «Перелет птиц», «Охотники и зайцы», «Ловля обезьян», «Охотник и звери», «Совушка»;
индивидуальная работа по развитию физических качеств;
труд на участке (кормление птиц, рассматривание иллюстраций «Осенние сельскохозяйственные работы», привлечение дошкольников к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в зимний сад);
самостоятельная деятельность по выбору детей;
сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», "Лесные пираты и спасатели", «Экологи», «Синоптики».
Вечер:
чтение стихотворения Н. Бокова «Дети леса»;
этюды «Угадай, кто это» (передать повадки домашних животных);
словесная игра «Рыба, птица, зверь»;
д/и «Правила поведения в природе», «Можно - нельзя»;
свободная лепка по теме «Животный мир»;
конструирование из природного материала по замыслу детей;
рассматривание альбома: «Животные и птицы Урала»;
чтение В. Бианки «Сказки и рассказы о животных», Л. Толстой «Лев и собачка»;
рассматривание моделей: «Правила обращения с животными и насекомыми»;
театр - экспромт "В лесном царстве";
южетно-ролевые игры по темам мультфильмов с участием персонажей-животных;
дидактическая игра «В доме у трех медведей» на сравнение знакомых предметов по величине (большой, поменьше, маленький);
дидактическая игра «Дорисуй зернышки цыплятам» на выработку умения из неравенства сделать равенство;
дидактическая игра «Помири жадных медвежат» на выработку умения делить предметы на 2, 4 части;
дидактическая игра «Найди зайчика» на закрепление умения ориентироваться в пространстве;
конструирование «Здание цирка»;
конструирование «Теремок».
Вечерняя прогулка:
подвижные игры: «Лягушки и цапля», «Черепахи», «Караси и щука», «Охотники и зайцы», эстафета «Полоса препятствий»;
наблюдения за закатом солнца, за вечерним небом, за облаками, за одеждой людей осенью;
самостоятельная деятельность по выбору детей;
дидактическая игра «Узнай по описанию», «Плавает, летает, ползает».