Наталия Гордей
Примерная рабочая программа «Севастополеведение для старших дошкольников» в детском саду
Примерная рабочая программа «Севастополеведение для старших дошкольников»
в детском саду «Страницы истории Севастополя от основания
до настоящего времени»
(для детей подготовительной группы)
Автор составитель:
Воспитатель: Гордей Н. Ю.
г. Севастополь
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи Программы
Публикация «Примерная рабочая программа „Севастополеведение для старших дошкольников“ в детском саду» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Севастополь. Детям о городе
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
1.3. Принципы построения Программы
1.4. Результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел
2.1. Тема 1. Основание Севастополя
2.2. Тема 2. Первая оборона Севастополя. Первые памятники Севастополя
2.3. Тема 3. Севастополь в годы войны. Севастополь город -герой
2.4. Тема 4. Вторая оборона Севастополя
2.5. Тема 5. Дети в годы военных действий
2.6. Тема 6. Герои города Севастополя
2.7. Тема 7. Фауна родного края
2.8. Тема 8. Флора родного края
2.9. Тема 9. Современный Севастополь
3. Организационный раздел
3.1. Перспективно - тематическое планирование
3.2. Мониторинг результативности
3.3. Материально-техническое сопровождение
Список литературы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа «Севастополеведение для старших дошкольников» разработана в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие личности ребёнка, его духовно-нравственных и интеллектуальных качеств; становление российской гражданской идентичности; овладение духовными ценностями и культурой своей малой Родины – города-героя Севастополя.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
1.2. Цель:
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущем, чувства гордости за свою малую Родину.
3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
1.3. Программа «Севастополеведение для старших дошкольников» строится с учетом следующих дидактических принципов:
доступность: содержание выстроено с учетом познавательных возможностей детей подготовительной к школе группы;
наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего города. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
интеграция: предполагает органичное включение историко-краеведческого материала в канву занятий других учебных занятий, а также необходимость дополнения, углубления историко-краеведческих знаний детей в ходе изучения общеобразовательных предметов; формирование у детей представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
экологизация: использование здоровье сберегающих технологий. Ребёнок учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
«Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени» реализуется за счет часов: – 18,5 часов; (из расчета 30 минут в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Программами «На Черноморском перекрёстке», «История Севастополя от основания до начала 20 века» автора Е. Б. Алтабаевой, источники из интернета: маам. ру, инфо урок.
1.4. Результаты освоения программы :
В ходе реализации данной программы предполагается расширить и углубить знания детей о родном городе и его историческом прошлом. Полученные знания дети реализуют в различных видах деятельности и творческих заданиях по рисованию, лепке, аппликации, развитию речи, музыкальных занятиях и других видах деятельности.
Метапредметные результаты должны отражать:
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей;
• освоение способа решения проблем творческого и поискового характера;
• активное использование речевых средств, информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи, интерпретации информации;
• готовность слушать и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами освоения программы «Севастополеведение для старших дошкольников» должны стать:
• формирование первичных представлений о наиболее ярких страницах истории родного города; деяниях его основателей, защитников, устроителей; исторических традициях города-героя Севастополя; роли своей семьи в жизни региона, страны;
• понимание особенностей быта, культуры, обычаев этносов, проживающих в Севастополе;
• освоение доступных способов изучения природы и хозяйства родного края, его памятников и других достопримечательностей;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в работе с исторической картой, единицами исторического времени;
• приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Критерии оценки результатов
Предметом итоговой оценки по программе «Севастополеведение для старших дошкольников» должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения содержания его программы. Вместе с тем, при выставлении текущих и итоговых оценок по данному предмету следует обращать внимание не только на то, овладел ли ребёнок системой пропедевтических знаний по истории родного города. Необходимо учитывать степень готовности детей к решению практических и познавательных задач, основанной на интересе к истории Севастополя, а также коммуникативные и информационные умения дошкольников.
Программа составлена на основе программ «На Черноморском перекрёстке», «История Севастополя от основания до начала 20 века» (автор Е. Б. Алтабаева, утвержденных научно-методическим советом ИПО СГГУ (протокол № 3 от 14.04.2007 г., источники из интернета: маам. ру, инфо урок.
Законодательно- нормативное обеспечение программы
- закон РФ «Об образовании»;
- устав ГБДОУ «Детский сад № 74» города Севастополя;
- инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. -5-е изд. (инновационное, испр. и доп. - М. : МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2019;
- федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007 г. № 22-ФЗ;
2. Содержательный раздел
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по темам.
2.1. Тема 1. «Основание Севастополя»
Цель: расширить представления детей об основании города.
Рождение Севастополя. Рассказ о Ф. Ф. Ушакове и А. С. Грейге и их роли в создании Севастополя. Андреевский флаг. А. И. Казарский подвиг брига «Меркурий» (День рождения Севастополя. Севастопольская бухта. Первый командующий Черноморского флота. Роль Суворова А. В., Потёмкина Г. А., Макензи Ф. Ф. в основании города. Первый командующий Черноморского флота – Клокачёв Ф. А. Ушаков Ф. Ф. – командующий Черноморским флотом. Славные дела Грейга А. С. «Лазаревская эпоха» в истории города. Севастополь на карте Крыма. Деление города на районы. Бухты в Севастопольском регионе. Балаклава, Инкерман, Байдарская долина – окрестности Севастополя. 31 октября – Международный день Чёрного моря. Первый памятник Севастополя. Местонахождение памятников).
2.2. Тема 2. «Первая оборона Севастополя»
Цель: продолжить знакомить с событиями Первой обороны Севастополя 1853-1856 г. г.
- Герои Первой обороны В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин, матрос Кошка, Даша Севастопольская. Символы Севастополя. Возрожденный Севастополь (Начало Крымской войны. Руководители обороны. Бастионы Севастополя и их герои. Участие мирных жителей в защите города. Деятельность врачей и сестёр милосердия. Увековечение памяти героев обороны.
2.3. Тема 3. «Севастополь в годы войны. Севастополь- город герой»
Цель: расширить представления об исторических событиях города в период ВОВ.
Севастополь конца 19 начала- 20 века. Севастополь в ВОВ. 22 июня 1941 года- начало войны. Кто такие фашисты. Первые жертвы.
2.4. Тема 4. «Вторая оборона Севастополя»
Цель: углубить знания детей о Героической Обороне Севастополя 1941-1942г. г.
- Вторая оборона. Подвиги защитников Севастополя.
2.5. Тема 5. «Дети в годы военных действий»
Цель: познакомить дошкольников с жизнью детей во время ВОВ; как защищали Севастополь дети в годы ВОВ.
- Дети осаждённого города. Работа подземных школ.
2.6. Тема 6. «Герои города Севастополя»
Цель: расширить знания детей с героями войны города –героя Севастополя.
- Герои ВОВ. Заслуги героев перед городом –героем Севастополя.
2.7. Тема 7. «Фауна родного края»
Цель: уточнить и закрепить знания детей о диких животных, птицах Севастополя и обитателях Чёрного моря.
- Основные дикие животные. Птицы. Водные морские обитатели.
2.8. Тема 8. «Флора родного края»
Цель: уточнить и закрепить знания детей о растительном мире родного края.
- Растительность города Севастополя.
2.9. Тема 9. «Современный Севастополь»
Цель: пробудить познавательный интерес к современному Севастополю; учить ориентироваться в названиях улиц, площадей и т. д., и знать и называть достопримечательности города.
- Музеи и театры Севастополя. Улицы и пощади города Севастополя. Достопримечательности города Севастополя. Жители славного города.
2.10. Взаимодействие с родителями по воспитанию детей программы
Особую значимость при решении задач воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Взаимодействие с родителями
№ Мероприятия Сроки выполнения Ответственные
1 Проведение родительского собрания Сентябрь Воспитатели
2 Проект «Первые памятники Севастополя»». Сентябрь
Октябрь Воспитатели
3 Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка поделок из овощей и фруктов родного края).
Ноябрь Воспитатели, родители
4 День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств» Декабрь Заведующий, воспитатели
5 Оформление стенда «Дети войны и их история». Январь Родители, воспитатели
6 Конкурс плакатов «Защитники Отечества». Февраль Воспитатели, родители
7 Конкурс рисунков «Достопримечательности Севастополя». По плану ДОУ Воспитатели, родители
8 Организация совместных занятий детей и родителей. Апрель
9 Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Май Родители, воспитатели
10 Викторина «Лучший город на земле» Май Родители, воспитатели
11 Экологический форум «Съезд животных Крымских лесов». Июль Родители, воспитатели
12 День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Август Родители, воспитатели
3. Организационный раздел
3.1 Перспективно-тематическое планирование
3.2. Мониторинг результативности.
Мониторинг проводится 2 раза в год, промежуточный и как итоговый – в конце учебного года. Формы мониторинга:
1. Беседа с детьми на тему: «Крым, Севастополь».
2. Диагностика определения уровня сформированности знаний о родном городе.
3.3. Материально-техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия;
современные средства ИКТ;
методическая литература;
картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
художественная литература;
фотоальбом «Заповедники Крыма»;
аудиозаписи с песнями военных лет, песнями о Севастополе.
Карта Крыма, карта Севастополя, карта Черного моря;
символика Крыма (герб и флаг) и символика Севастополя (герб и флаг).
Учебно-методическое сопровождение программы
Базовая литература
1. Коваленко В. В, Алтабаева Е. Б. Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени. Учебное пособие. – Севастополь : Искра, 2000.
2. «На Черноморском перекрёстке» Алтабаева Е. Б.
Электронные ресурсы
1. Тавры в Крыму. Электронный ресурс. / [Режим доступа] https://www.tutkrim.ru/history/taurus.php
2. История Херсонеса. Электронный ресурс. / [Режим доступа] https://retrobazar.com/journal/interesting/929_istorija-hersonesa.html
3. От героев Херсонеса к героям Севастополя. Электронный ресурс. / Е. Туровский [Режим доступа] https://www.gazetasriblo.com.ua/istoriya-ukrainyi/ot-geroev-xersonesa-k-geroyam-sevastopolya
4. Античный театр. Херсонес. Электронный ресурс. / [Режим доступа] https://hersonesteatr.org.ua/
5. Херсонес. Электронный ресурс. / [Режим доступа] https://www.komanda-46.ru/poleznoe/51-
Приложение 1
Диагностика «Определения уровня сформированности представлений о родном городе, у детей 6-7 лет».
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень сформированности представлений о родном городе, (ребенок знает домашний адрес, название своего города, называет достопримечательности города Севастополя)
Предварительная работа : Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает основные памятники Севастополя, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей города, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2. «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре, обычаях и традициях народов Крыма.
Предварительная работа : Беседы, занятия
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников (Курбан-Байрам, Ураза-Байрам) и их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 3. «Родные просторы»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о флоре и фауне Черного моря.
Предварительная работа : Беседы, целевые прогулки к пляжу, просмотр презентаций о животном и растительном мире Черного моря.
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о растительности, животном мире родного города. Спрашивает: как называется наше море? Предлагает назвать. Какая рыба водится в Черном море? Какая растительность есть в Черном море (название водорослей?
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность и животный мир Черного моря. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4. «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?
- Что интересного о родном городе ты запомнил?
- Составь рассказ о памятнике Затопленным кораблям по картинке.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Задание 5. «Герои ВОВ»
Цель: Определить уровень сформированности представлений о героях ВОВ, называть их имена, за что получил звание героя.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- каких героев ВОВ ты знаешь?
- почему они герои?
- посмотри на фотографии и назови, кто это?
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Задание № 6. «Основатели города Севастополя»
Цель: Определить уровень сформированности представлений об основателях города Севастополя
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- каких основателей Севастополя ты знаешь?
- почему они основатели?
- посмотри на фотографии и назови, кто это?