Анастасия Лаптева
Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему:
Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности»
Публикация «Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования „Экономическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Рекомендована Министерством образования и науки РФ дошкольным образовательным учреждениям для использования в работе.
Правильно ли знакомить с экономикой, её сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребёнок подрастёт и многое поймёт сам?
Начинать знакомиться с финансовой грамотностью лучше еще до школы, поскольку дети сегодня, так или иначе, встречаются с миром финансов. И программа для дошкольников органично дополняет блоки финансового образования, которые уже успешно внедряются в школах и вузах. Процесс обучения легко превратить в игру, понятную маленьким детям. В программе даны все необходимые для этого методики и материалы.
Правильно организованное экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников.
Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые не имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо. Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят, когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.
Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами : труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.
(4 блока)
Содержание последнего блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар, «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л. В., Меньшиковой О. И., Поповой Т. Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», История денег. Рассказы для детей Петра Кошеля.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В сюжетно-ролевых играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. (практическое задание) Создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки (примеры на слайде, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.
Продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления. Рисование на темы: «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела». Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку». Собирание тематических пазлов.
Хорошо, если виды деятельности будут организованы так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.
Программа включает теоретические материалы, учебную литературу и рекомендации по средствам обучения и воспитания. На основе этих рекомендаций педагоги могут разрабатывать деятельность с детьми самостоятельно.
Многие форматы, конкретные игры и конкурсы, например про приключения монеты, сотрудники Банка России уже опробовали на практике – в школах, детских садах и во время дней открытых дверей по всей стране.