Татьяна Бурмакина
Применение телесно-ориентированных техник в работе с детьми с нарушениями в общении
▼ Скачать + Заказать документы
Чаще всего проблемы в общении с детьми и со взрослыми испытывают дети, личностными особенностями которых являются такие черты, как агрессивность, конфликтность, замкнутость, неуверенность, повышенная эмоциональность. Отмечено, что у таких детей страдает развитие психомоторной функции, что может проявляться в мышечном напряжении, нарушениях координации, равновесия, пространственной ориентировки, импульсивности, несобранности. В работе с такими детьми могут помочь телесно-ориентированные техники, основной задачей которых является развитие произвольности движений. Предлагаемые игры и упражнения с включением телесно-ориентированных техник будут полезны для всех детей, особенно для ребят с проблемами в общении :
Публикация «Применение телесно-ориентированных техник в работе с детьми с нарушениями в общении» размещена в разделах
1. Агрессивные дети.
Применение игр и упражнений на установление телесного контакта, разных способов взаимодействия, снижение психоэмоционального напряжения:
1.1. «Согласованные движения». Дети делятся на пары. Пары имитируют движения гребцов в лодке, людей, пилящих дрова, перетягивающих канат.
1.2. «Спина к спине». Дети разделяются на пары. Двое встают спиной друг к другу. Задача – найти удобную позу, испытать комфорт от контакта с партнером. Встать надо так, чтобы почувствовать свою спину и спину партнера. Затем происходит обмен партнерами и упражнение повторяется.
1.3. «Лодочка». Дети разделяются на пары, садятся друг против друга и, взявшись за руки, начинают по очереди наклоняться вперед-назад.
1.4. «Сиамские близнецы». Дети разделяются на пары, становятся плотно друг к другу и начинают движение вперед вместе, будто они неразлучные близнецы. По окончании игры идет обсуждение: понравилось ли двигаться вместе с партнером, что запомнилось, что не понравилось и почему?
Применение игр и упражнений, способствующих эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
1.5. «Клеевой дождик». Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столами.
3. Обогнуть «широкое озеро».
4. Пробраться через «дремучий лес».
5. Прятаться от «диких животных».
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.
1.6. «Связующая нить». Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
2. Дети с низким самоконтролем деятельности и поведения (гиперактивные, тревожные, вспыльчивые).
Применение игр и упражнений на рассогласование движений, синхронизацию работы полушарий головного мозга, снижение психоэмоционального напряжения:
2.1. «Перекрестные движения». Выполнять перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделать то же левой рукой и правой ногой.
2.2. «Противоположные движения». Дети становятся в две шеренги друг против друга. Вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой: если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает и т. д.
2.3. «Запрещенное движение». Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения рук, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
2.4. «Упражнение на рассогласование движений 1». Сидя, скрестив ноги раскачиваться в стороны.
2.5. «Упражнение на рассогласование движений 2». Стоять прямо. Положить одну руку на голову, а другую на грудь. Одной рукой поглаживать себя по голове («какой я хороший», а другой похлопывать себя по груди.
2.6. «Упражнение на рассогласование движений 3». Сильно выгнув пальцы рук вверх, положить на тыльную сторону ладони в ложбинку мячик и приседать, стараясь не уронить его. Затем переложить мяч на другую руку.
2.7. «Снеговик». Стоя. Представить, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения мягко падаем на пол и лежим, как лужица воды.
2.8. «Шалтай-Болтай». Ребенок выполняет движения по тексту:
Шалтай-Болтай сидел на стене
Шалтай-Болтай свалился во сне.
С. Маршак
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» ребенок резко наклоняется вперед.
2.9. «Пылесос и пылинки». Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит.
2.10. «Штанга». Ребенок поднимает «тяжелую штангу», потом бросает ее и отдыхает.
Применение упражнений на развитие внимания, элементов самоконтроля:
2.11. «Будь внимателен!». Дети шагают по кругу. Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.
2.12. «Четыре стихии». Играющие стоят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
2.13. «Пожалуйста!». Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста».
2.14. «Что слышно?». Педагог предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем просит рассказать, что они слышали. Далее он по сигналу переводит внимание детей с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что там происходило.
2.15. «Замри». Дети прыгают под музыку, ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками рук над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается, и играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Неуспевающие «замереть» выходят из игры, оставшиеся продолжают игру под музыку. Играют до тех пор, пока не останется только один играющий, который признается победителем.
Применение дыхательных упражнений:
2.16. «Задуваем свечу». Глубоко вздохнуть, набирая как можно больше воздуха. Затем медленно выдыхать через сложенные трубочкой губы, как бы «дуя» на свечу, при этом длительно произносить звук «у».
2.17. «Релаксирующее дыхание». Делать вдох мелкими порциями. Задержать дыхание. Затем медленно выдыхать, длительно произнося звук «а».
2.18. «Воздушный шарик». Педагог предлагает детям представить, что у них в животе находится воздушный шарик и его нужно надуть: «Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь надуваем в него воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик». Повторить несколько раз.
3. Застенчивые, замкнутые дети.
Применение игр и упражнений на развитие невербальной коммуникации, двигательное и эмоциональное раскрепощение:
3.1. «Незнайка». Выбирается водящий – «Незнайка». Дети задают «Незнайке» любые вопросы, а тот изображает жестами и мимикой ответ «не знаю» (разводит руками, приподнимает плечи, на лице недоумение). Затем водящий меняется, игра продолжается.
3.2. «Показ жестами». Дети разделяются на пары. Один из детей жестами показывает напарнику, как надо чистить зубы, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Затем дети меняются ролями, игра повторяется.
3.3. «Игра с платком». Педагог предлагает детям с помощью платка, а также различных движений и мимики изобразить: бабочку; принцессу; волшебника; бабушку; фокусника; человека, у которого болит зуб; морскую волну; лису.
3.4. «Путаница». Ведущий берет за руку одного из детей, тот в свою очередь берет за руку другого ребенка, этот следующего и т. д., пока все участники не будут держаться за руки. Ведущий постоянно движется вместе с детьми, как бы заматывая клубок, пока не возникнет путаница. Так создается тесный телесный контакт между участниками игры. По команде ведущего (хлопок, взмах руки и т. п.) «клубок» распадается, т. е. дети расцепляют руки.
3.5. «Ладонь в ладонь». Дети в паре прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а могут дети сами соорудить из чего-нибудь гору или реку.
3.6. «Рыбаки и рыбка». Из общего количества детей выбираются две «рыбки». Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки - и образуют собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно запуталась в сети и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это очень опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.
Следить за тем, чтобы движения сети не были агрессивными.
3.7. «На лесной полянке». Детям предлагается прослушать стихотворение и с помощью мимики, жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке, и поводить хоровод:
На полянке собрались лисы, белки, звери.
Песни, пляски завели у зеленой ели.
3.8. «Подари движение». Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и далее подобное продолжается по кругу.
3.9. «Джаз тела». Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершить движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее - движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее - ступнями.
А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку : голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.