МААМ-картинки

Применение средств компьютерной игровой технологии биоуправления при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Альвина Сердюкова
Применение средств компьютерной игровой технологии биоуправления при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ ЦРР - детский сад №2

Усть-Лабинский район

учителя-логопеды А. В. Сердюкова, С. В. Харламова

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Аннотация статья посвящена коррекции нарушений речи детей с ОВЗ современной компьютерной БОСЛАБ-ЛОГО (биологическая обратная связь лечебно-адаптивного биоуправления логопедического). В связи с актуальностью речевых нарушений у детей разработана методика реабилитации средствами и методами технологии компьютерного адаптивного биоуправления. Методика занятий основывается на принципе целостного функционирования речевого аппарата. Результатом ее применения являются : организация фонационного дыхания, формирования навыков четкой артикуляции и произнесения, формирование интонационной выразительности речи, стабилизация темпа ритма речи, преодоление логофобии. Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, поскольку обратная связь облегчает процесс обучения детей, а оборудование делает доступной информацию, в обычных условиях не воспринимаемую. Биоуправление представляет собой комплекс процедур, при проведении которых ребёнку посредством специальных технических устройств передается в игровой форме информация о состоянии той или иной функции его собственного организма.

Публикация «Применение средств компьютерной игровой технологии биоуправления при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Ключевые слова: технология биоуправления, длительный выдох, плавный выдох, речевой выдох, фразовая речь, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, ЛОГО-Звуки, электромиограмма, саморегуляция, тренинг.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий в образовании, в частности применение компьютерного игрового биоуправления, которое решает диагностические и коррекционные задачи :

1. Диагностика функции речи, ее качества.

2. Коррекция следующей патологии речи: нарушение речи и голоса различного генеза; заикания различной степени; афазии; алалии; дизартрии и дислалии; ринолалии и ринофонии; нарушения темпа речи; речевой тревоги (логофобия); расстройства речи у детей с нарушением слуха; функциональной дисфонии.

3. Обучение технике чтения и речи дошкольников и школьников;

4. Профилактика нарушений речи и голоса;

Одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Необходимость ее решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе.

Это игровая компьютерная лечебно-оздоровительная технология, которая базируется на принципах адаптивной («биологической») обратной связи. Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, поскольку обратная связь облегчает процесс обучения детей физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию в обычных условиях не воспринимаемую. Данная технология представляет собой комплекс процедур, при проведении которых логопеду посредством специальных технических устройств передается информация о состоянии той или иной функции организма ребенка. На основе полученной информации с помощью специальных приемов и аппаратуры ребёнок развивает навыки саморегуляции.

Дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и прозы.

Система занятий основывается на принципе целостного функционирования, как речевого аппарата, так и нервной системы человека. Результатом ее применения является : организация фонационного дыхания; формирования навыков четкой артикуляции и произнесения; формирования интонационной выразительности речи; стабилизация темпа ритма речи. Биоуправление контролирует следующие физиологические параметры: электромиограмма (напряжения мышц, длительность дыхательного цикла, длительность выдоха, амплитуда звуковой волны, регистрируемая при речевых упражнениях, что позволяет вырабатывать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма речи. В зависимости от характера нарушений определяется цель тренинга биоуправления и выбирается коррекционная программа : «Артикуляционная гимнастика», «Длительность выдоха», «Плавный выдох», «Речевой выдох», «Фразовая речь», «Лого-звуки», «Игры для тигры». Процесс восстановления функции физиологических параметров ребенка постоянно отображается на экране монитора учителя-логопеда, а на экране монитора ребенка - игровой сюжет, что создает условия для высокого уровня мотивации на коррекционных занятиях. Поддержанию мотивации способствуют возможность сравнивать свои результаты с достигнутыми на предыдущем сеансе, а так же наличие большого набора игровых экранных представлений.

Речевое дыхание - это управляемый процесс, который предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка фразы. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Для повышения мотивации у ребёнка к занятию, мы используем игровые моменты : «Ветерок», «Загнать мяч в ворота», «Кто дальше загонит мяч?», «Поющий пузырёк», «Фокус». Формирование правильного речевого дыхания трудно контролировать на обычных занятиях, ребенок быстро утомляется, отказывается выполнять упражнения. На этом этапе хорошо помогает аппаратно – программный комплекс, где отрабатываем длительный выдох, плавный выдох, речевой выдох, фразовую речь.

Занятия по развитию длительного выдоха способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков. Вначале мы проводим дыхательные упражнения, направленные на координацию ротового и носового дыхания. Правильный выдох должен происходить без толчков, ровной длинной струей. Работу над формированием правильного выдоха проводим поэтапно:1. После спокойного вдоха делаем правильный выдох через рот. На выдохе изменяем величину открытия губ. Щеки не надуваем. Следим за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица. 2. После спокойного вдоха делаем плавный выдох через рот и распределяем длину выдоха на 3-10 секунд в зависимости от возраста. 3. Длину выдоха в процессе тренировки постепенно увеличиваем, при этом мы используем счет или пение гласных мысленно: а,о,и,э,у,ы.

Вначале тренируем ребенка без речи. Постепенно в эти упражнения включаем речевой материал. Упражнения проводим в порядке освоения их детьми.

В процессе формирования правильного выдоха мы используем разные элементы игрового биоуправления. На мониторе логопеда регистрируются показатели: длительность дыхательного цикла, длительность выдоха, одновременно на мониторе компьютера у ребенка сменяются картинки. Задача ребенка открыть всю картинку. Во время выдоха картинка открывается полностью, если длительность выдоха правильная. По мере увеличения длительности выдоха усложняются логопедические тренинги: «Цветы», «Коллекционер».

Для формирования плавного выдоха со звуком и слогом мы используем следующие этапы работы биоуправления : 1. Для выполнения плавности выдоха делаем спокойный вдох и медленный выдох через рот, сочетая выдох с произнесением звуков –с-с-с, -х-х-х, -ш-ш-ш. Звук протягиваем как можно дольше. Особое внимание обращаем на ровность дыхания. 2. Постепенно переходим от очень тихого к громкому звучанию, сохраняем плавность выдоха. 3. Начинаем произносить слоговые цепочки сначала с глухими, а затем со звонкими звуками, делая глубокий вдох носом и постепенно на выдохе: сассас-сассас-сас-сассас-сас-сас-сас; зам зам-зам зам-зам-зам зам-зам-зам-зам.

В процессе занятия регистрируются показатели на экране компьютера у логопеда : длительность дыхательного цикла, длительность выдоха; мониторируются амплитуда звуковой волны, сигналы дыхания, ЭМГ (электромиограмма). Упражнение выполняется с микрофоном. Одновременно на экране у ребенка по мере правильности им выполнения данного задания, появляется сюжетная картинка.

Следующим этапом дыхательной гимнастики является речевой выдох, который формирует навык эмоционально окрашенной речи, фразы различной степени сложности. При выполнении упражнения обращаем внимание на ровное распределение, соблюдаем умеренность темпа речи с чётким договариванием слова в полном его объеме.

Учим ребенка делать добор дыхания (неполный вдох). Добор воздуха производим быстро. Произносим небольшие речевые отрезки на выдохе :

Шел Егор (добор)

Через двор. (добор)

Нёс топор (добор)

Чинить забор. (добор)

Далее увеличиваем количество слов на выдохе:

Плыла на лодке лайка, (добор)

У лайки балалайка. (добор)

Долго пела лайка мне (добор)

О погоде, о луне. (добор)

Следующим этапом в формировании речевого дыхания является работа над фразовой речью. Логопед контролирует, чтобы воздушная струя плавно распределялась по всей длине фразы. Фразы берутся разной степени сложности (стихи, сказки, прозаические тексты). Разнообразие сюжетных игровых заставок (пейзажи, города, авто-мастер, забавные зверюшки, цветы) концентрирует внимание ребенка на занятии. Работая в разделе «Фразовая речь» мы сочетаем дыхательную гимнастику с автоматизацией и дифференциацией звуков в связной речи. При правильном произнесении ребенком фразы в заданном темпе, открывается часть картинки. Если задание выполнено – неверно, фрагмент картинки не открывается.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Артикуляционную гимнастику отрабатываем сначала перед зеркалом, которая требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе её проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Параллельно с использованием традиционных игровых моментов, для достижения хороших результатов, мы применяем технологию биоуправления, в которой выполнение артикуляционной моторики представлены в виде разнообразных, занимательных игровых сюжетов. Игровое биоуправление осуществляется с помощью прикрепленных датчиков вокруг рта ребенка, которые измеряют активность мышц языка. На данном этапе тренируется функция согласованной работы парных мышц. Поочередное их напряжение и расслабление подкрепляется развитием игрового сюжета. Логопед видит на своем мониторе согласованную или не согласованную работу парных мышц речедвигательного аппарата ребенка, то есть в случае ослабленности одной из сторон лица подаваемый сигнал отображается на мониторе с помощью сигналов интегральных ЭМГ (напряжения мышц, чего мы не можем увидеть при работе у зеркала. Одновременно на экране монитора ребенка при правильном выполнении упражнения появляются игровые сюжеты. На каждое правильно выполненное артикуляционное упражнение вырастает и распускается цветок, и так постепенно появляется цветочная поляна. Но если ребенок выполняет задания неправильно, то цветы не растут или не расцветают. Биоуправление регулирует, при формировании артикуляции, основной принцип постепенного перехода от легкого упражнения к более сложному. Так же имеется разнообразное количество мультимедийных слайдов со звуковым и музыкальным сопровождением, видеоэффектов при проигрывании анимационных файлов. Работа по артикуляции одновременно ведется с формированием дыхательной гимнастики.

Таким образом, в процессе работы на программно-аппаратном комплексе биоуправления, мы увидели положительную динамику у детей дошкольного возраста при проведении мониторинга. Анализ результатов мониторинга показал, что уменьшился подготовительный этап коррекционной работы по постановке звуков, а эффективность автоматизации и дифференциации звуков увеличилась.

Список используемой литературы:

1. Джафарова О. А., Сарайкина Н. В. Коррекция нарушений речи средствами технологии биоуправления. методическое руководство. - Новосибирск, 2011г. [с. 3-35].

2. Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции «Когнитивные нарушения у детей. Современные подходы к диагностике, коррекции и развитию речи». 26-28 февраля 2009г., Пермь, [с. 87-89].

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение средств компьютерной игровой технологии биоуправления при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ
Опубликовано: 17 мая 2021 в 09:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение средств компьютерной игровой технологии биоуправления при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Альвина Сердюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД