Валя
Применение социоигровой технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе в образовательный процесс ДОУ происходит внедрение ФГОС и содержание образования со временем усложняется, то закономерно на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка.
В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие,«Познавательное» направлено на:
-развитие познавательных способностей детей;
-усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
Публикация «Применение социоигровой технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми (из опыта работы)» размещена в разделах
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование к готовности к совместной деятельности со сверстниками;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
Помочь соответствовать этому мне помогает современная педагогическая социо-игровая технология, авторами которой являются: Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов.
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» В. М. Букатов.
В детском саду ежегодно проводится театральная неделя, где дети успешно демонстрируют свои актерские способности, где социоигровая технология широко применяется воспитателями на практике.
Каждая группа готовит свой спектакль. Родители непосредственные участники: помощники, зрители.
Приобщаю воспитателей к использованию в НОД социо-игровую технологию. Провела с педагогами семинар практикум «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста», консультацию: «Применение социоигровой технологии воспитателями на занятиях с детьми», даны рекомендации педагогам, использующим в работе социо-игровую технологию.
Я как педагог-психолог пытаюсь сменить манеру воспитателей учить на манеру слушать и слышать детей, доверять им.
Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. На занятии применять неожиданные импровизации, которые могут возникнуть «на каждом шагу». Пытаться на занятиях услышать каждого ребенка. Побороть педагогу свой страх ошибки, лидерства, стремление демонстрировать свое умение, быть во всем правильной и правдивой. Даю воспитателям педагогические настрои:
-я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их;
-я могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений;
-я дам возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними;
-я дам каждому ребенку побывать лидером и использовать в полной силе свои возможности;
-я дам каждому проявить инициативу и способности.
На коррекционно-развивающих занятиях с детьми я применяю соцо-игровую технологию. Социо- игровая педагогика это- педагогическое искусство, позволяющее соединить движение, вариативность и работу в малых группах.
На своих занятиях я придерживаюсь определённой последовательности введения игр социоигровой направленности это :
1. Игры для рабочего настроя.
2. Игры разминки
3. Игры социо-игрового характера приобщение к делу
4. Игры творческого самоутверждения.
5. Игры вольные, требующие передвижения.
(Примерная подборка игр прилагается)
Данную технологию я использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей в сенсорной комнате. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью этого коллектива.
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.
Работая в данном направлении в тесном контакте с воспитателями массовых логопедических групп в результате применения социо-игровой технологии нами достигнуты следующие результаты в познавательном и социально-коммуникативном развитии детей :
- возросла познавательная активность детей;
- дети чаще стали договариваться друг с другом, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
- у детей сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям;
- дети разумно и доброжелательно могут возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
- у них снизилось чувства страха за ошибку.
-развитые дети улучшают свои интеллектуальные и коммуникативные
способности
-малоактивные и застенчивые учатся в малых группах лидерским качествам, преодолевают тревожность
Наблюдается положительная динамика в развитии социально-коммуникативных отношений между сверстниками (с 76 % до 88 %).
Приложение №1
«Таблица диагностики социально-коммуникативного развития детей»
Сопоставление результатов на начальном и итоговом этапах педагогического наблюдения свидетельствует об увеличении количества детей, способных устанавливать контакт со сверстниками, участвовать в обсуждении проблем, находить их решение. Созданы условия для комфортного микроклимата в группе, о чем свидетельствует «Социометрия» межличностных отношений детей в группе, их уровень благополучия (таблица прилагается). Уровень благополучия детей в группе высокий, коэффициент взаимности увелчился с 45%до 60% - на 25%.
По данным социометрического измерения логопедической подготовительной группы, в которой я использовало социо-игровую технологию улучшились межличнстные отношения детей, группа стала сплоченнее, дружнее, повысилась ответственность (один за всех и все за одного». Увеличился коэффициент взаимности с 45% до 50% - на 5% с сентября 2018 года по май 2019г. С мая 2019г по март 2020г коэффициент взаимности увеличился с 50% до 60% - на 10% .Уровень благополучия (УБВ) группы положительный, наблюдается высокий показатель сплоченности
Таким образом, использование социо - игровых технологий позволило эффективно решать задачи социально-коммуникативного развития детей : выявить приёмы для развития коммуникативных навыков у дошкольников способствовало накоплению опыта группового общения, взаимодействия, сотрудничества, формированию ценностных ориентаций, развитию познавательной и эмоционально-личностной активности детей. Дети стали активны, проявляют интерес к окружающему. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности разработанной системы педагогов Е. Шулешко, В. Букатова, А. Ершовой, направленной на познавательную социально-коммуникативную компетенцию дошкольников, развитие детей дошкольного возраста и возможности ее применения в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций.
Приложение:
1. Таблица диагностики социально-коммуникативного развития детей
2. «Социометрия»
3. Конспект развивающего занятия по лексической теме «Транспорт»
4. Семинар практикум :«Влияние использования соцо-игровых технологий в образовательном процессе на соцйиально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
5. Рекомендации
Приложение №1
Для педагогической диагностики социально-коммуникативного развития детей использовала нормативную карту индивидуального развития автора Н. В. Верещагиной, в основе которой предлагаемые оценки для данного возраста общеприняты в психолого-педагогических исследованиях. Что регламентировано п. 3.2.3 ФГОС ДО
Результативность проведения педагогического наблюдения (диагностики)
Сроки
прове
дения
Колич
детей
Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литер. произведений Понимает значение слов. обозначающих эмоциональное состояние этические качества. Проявляет интерес к театрализованной деятельности выбирает предпочитаемых героев. Устанавливает контакт со сверстниками, участвует в обсуждении проблем, находит правильное решение
Сентябрь
2015 17 9 детей-52% 11 детей-65% 12 детей-71% 13 детей-76% 11 детей-65%
Май
2016 17 13 детей – 76% 17 детей – 100% 15 детей-88% 15 детей-88% 16 детей- 94%