Светлана Садовщикова
Применение песочной терапии в условиях ДОУ в работе с детьми Педагог-психолог МДОУ ДС №2 «Пчёлка» Садовщикова С. А.
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Слайд №2
Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки? На морском берегу словно некая невидимая сила влечёт нас сотворить причудливый замок. Морские волны накатывают, смывают наши строения, а мы продолжаем строить вновь и вновь.
Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что человек может создавать целые фрагменты мира, затем ещё, — и так до бесконечности. Переживая уникальную тайну бытия, человек достигает состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты.
Публикация «Применение песочной терапии в условиях ДОУ в работе с детьми Педагог-психолог МДОУ ДС №2 „Пчёлка“ Садовщикова С, А,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Мы погружаем руки в песок и удивительные ощущения охватывают нас. Он может рассыпаться сквозь пальцы и ему можно придавать форму. Песок — это неведомая и известная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир.
Почему же, даже став взрослыми, мы с детским азартом и воодушевлением строим замки из песка?
Часто человек не может найти слова для описания своих трудностей. Он не понимает причин происходящего с ним и своеобразная песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. Собственный мир в миниатюре из песка. Увлекательная игра или серьёзное терапевтическое направление?
"Игра в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике", считал Карл Густав Юнг, основатель аналитической психотерапии. Создание песочных композиций стимулирует фантазию человека, позволяя ему понять свои собственные внутренние процессы, которые рассматриваются в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого.
Слайд №3
Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Игра в песочнице, — это словно сказка, в которой человек является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его. А затем, опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека.
Слайд №4
Рекомендуется предлагать песочную терапию и она успешно используется в случаях:
• Трудности в общении
• Взаимоотношения детей и родителей
• Кризисные ситуации (развод, переезд)
• Психологические травмы
• Расстройства настроения
• Страхи, тики, навязчивости и другие расстройства
• Проблемы поведения (агрессия)
• Ограничен в проявлении своих чувств;
Слайд №5
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
• Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы.
• Кожные заболевания и порезы на руках.
Слайд №6
Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком, — это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Маленький человек не всегда может рассказать взрослым о своих трудностях, а окунувшись в песок, для него это становится возможным.
Слайд №7
Устраивать песочную терапию для дошкольников намного проще с одной стороны, ребенок уже не раскидывается песком, он контролирует свои движения, аккуратен и послушен. Но с другой стороны, и сложнее. Ведь именно тут начинается собственно песочная терапия как она есть.
Слайд №8
Если у вас нет возможности ездить на пляж, или же за окном давно не лето, лучше всего будет обзавестись специальной подставкой для песка. Настоящая песочница для песочной терапии имеет размеры 49,572,57см, изготавливается из дерева либо пластика, а изнутри окрашивается в голубой цвет (символ неба и воды). Ящик устанавливается на стол, он не промокает и не ржавеет. Песок нужно обеззаразить, прокалите заранее в духовке.
У каждого профессионального песочного терапевта обязательно есть игрушки для песочной терапии каждая высотой не больше 10 см. Это и люди, и животные, и растения, и транспорт, и украшения, и даже природный материал в общем, все, чего пожелает ваша фантазия. Идеально сюда подойдут игрушки из «Киндер-сюрпризов».
Слайд №9
Виды игр и упражнений для психологической песочницы :
Sandplay
Адаптационные игры и занятия с детьми младшего дошкольного возраста.
Дидактические и познавательные игры.
Работа с ограниченным числом объектов.
Игры с семьей.
Психопрофилактические игры с песком.
Игры-сказки на песке.
Песочные сосуды.
Рисование цветным песком.
Песочная анимация.
Слайд №10
Структура занятий с песком:
• Ориентировочный этап.
• Этап прикосновений к песку.
• Дидактические игры и упражнения.
• Выведение из игровой среды и определение дальнейшей перспективы.
• Рефлексия.
Слайд №11
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки.
Слайд № 12
Очень часто начиная работать ребёнок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности.
Слайд №13
«Художественное самовыражение» используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих духовно-нравственному и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровье сберегающих воздействий, которая основана на арт-терапии, а также с целью сохранения и восстановления здоровья детей. Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние ребенка. Песок это медитативный, расслабляющий материал – в общении с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Слайд №14
Процесс рисования песком благотворно действует на гиперактивных и детей с ЗПР, а также детей с мышечным гипер- и гипотонусом. Прекрасная и естественная среда для развития и обогащения сенсомоторного потенциала, которая в дальнейшем дает импульс развитию и формированию ВПФ, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Обучение детей с ЗПР наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для реализации здоровье сберегающего обучения целесообразно включать в занятия игры, которые «лечат».
Слайд №15
Песочная анимация по теме : «Зимний лес».
Слайд №16
Слайд №17