Жанна Сухачева
Применение нейропсихологической диагностики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Применение нейропсихологической диагностики в ДОУ.
Нейропсихологическая диагностика (нейропсихологическое обследование) — исследование психических процессов с помощью серий специальных методик и проб. В ходе диагностики определяется морфо- функциональное состояние мозга, квалифицируются нарушения и выявляются количественные характеристики состояния высших психических функций (ВПФ, происходит их топическое соотнесение с определенными областями мозга. Также можно определить целостный синдром нарушения ВПФ, который может быть обусловлен тем или иным нарушением одного или нескольких факторов, уровень реализации психических процессов, латерализацию патологического процесса. В ходе нейропсихологической диагностики выявляются поврежденные и сохранные звенья психической функции. После диагностики при выявлении патологии или дефектов осуществляется нейропсихологическая коррекция. В настоящее время, большинство российских нейропсихологов используют луриевские методы нейропсихологической диагностики состояния высших психических функций человека.
Публикация «Применение нейропсихологической диагностики в ДОУ» размещена в разделах
Нейропсихология- область науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Изучает мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Рассматривает соотношение мозга и психики.
Основоположник отечественной нейропсихологии - А. Р. Лурия, развивая идеи Выготского о социальной детерминации и системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов - теоретическую основу нейропсихологии. По инициативе А. Р. Лурия начало складываться еще одно новое направление -нейропсихология детского возраста. Необходимость его создания диктовалась спецификой нарушений психических функций при локальных мозговых поражениях у детей. Как показывают клинические наблюдения, в раннем детском возрасте поражение коры левого полушария, как правило, не сопровождается характерными для взрослых нарушениями речевых функций. Иными, чем у взрослых больных, являются и симптомы поражения правого полушария мозга. Возникла необходимость специального изучения "детских" нейропсихологических симптомов и синдромов, накопления и обобщения фактов. Для этого потребовалась специальная работа по адаптации к детскому возрасту методов нейропсихологического исследования и их стандартизации.
Принципы и методы нейропсихологической диагностики детей и взрослых во многом совпадают, но вместе с тем имеет важные различия. Основной причиной этих различий является то, что те ВПФ, которые у взрослых имеют достаточно завершенную психологическую структуру и определенную мозговую локализацию, у детей находятся в стадии формирования. В их осуществлении принимает участие гораздо большее число мозговых зон, чем у взрослых. ВПФ у детей имеют более развернутую структуру и более разветвленную мозговую локализацию. Вместе с тем целый ряд функций созревает у детей рано. Поэтому их мозговая организация даже в дошкольном возрасте совпадает с той, что характеризует мозговую деятельность взрослых.
Ранняя диагностика и коррекция, опирающаяся во многом на активное развитие мозга, на пластичность церебральных систем ребенка, обусловленную отсутствием жестких внутримозговых связей, могут сделать чудеса. Но следует помнить, что по мере взросления ребенка это волшебство тает на глазах.
Те усилия, которые непременно увенчаются успехом в 5 —7 лет, в 9 лет дадут сомнительный результат, а в 12 — могут не дать желаемых результатов.
Наша работа начинается с диагностики. В данном случае, мы используем методику нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста (Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е.). Это комплекс нейропсихологических проб, адаптированный к дошкольному возрасту. Обычные методики не дают возможности прогноза будущих школьных трудностей, поскольку не предусматривают качественного описания психологической структуры психических процессов и причин, определяющих их высокий или низкий уровень сформированности. Результаты проводимой нами диагностики позволяют нам выявить группу риска возможных будущих осложнений при обучении в школе. На основе полученных данных мы строим Программу занятий с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Построение программы идёт в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе. Мы воспроизводим эти этапы. Начинаем с двигательной коррекции, которая позволяет наверстать когда-то упущенное, сформировать недостающие связи, позволяет воздействовать на те функции, которые связаны с движением.
За кажущейся простотой кроется большая совместная работа. Дети, прошедшие данный курс коррекционных занятий, показали хорошие результаты готовности к школьному обучению.
Необходимо постоянно помнить об одном из главных принципов развития: «Своевременность решает все!»
Литература:
Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. М. : Изд-во Московского. ун-та, 1987.
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М. : Изд-во Московского. ун-та, 1962.
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М. : МГУ, 1973.
3. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – М., 2008.