Анастасия Мухаметзянова
Применение логопедических приемов и упражнений учителем-предметником на уроках в школе
▼ Скачать + Заказать документы
В школах для детей с речевыми нарушениями учащимся необходим постоянный контроль за речевым развитием. Часто возникает проблема, что вне логопедических занятий за речью школьников не ведется должного контроля, а учителя-предметники, не имеющие достаточных знаний в области логопедии, просто не знают, чем помочь ученикам.
Публикация «Применение логопедических приемов и упражнений учителем-предметником на уроках в школе» размещена в разделах
Известно, что речевое развитие детей-логопатов должно осуществляться постоянно, на каждом уроке. Как же учителю внести свой вклад в помощь ученикам, затрачивая при этом минимальное количество времени? Ниже представлена небольшая подборка заданий, ежедневное выполнение которых на каждом уроке значительно улучшит качество речи учащихся с речевыми проблемами.
1. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Развивать мелкую моторику необходимо постоянно, особенно в младших классах, когда ребенок только осваивает процесс письма. Необязательно приобретать для этого Су-Джок мячи. Можно использовать обычный карандаш и придумать огромное количество упражнений для развития мелкой моторики. Например, элементарно покатать карандаш между ладошками перед письмом или рисованием, проговаривая при этом какое-нибудь стихотворение. Можно покрутить карандаш при помощи трех пальцев на 360 градусов, можно поставить карандаш вертикально на лист бумаги, нарисовать точку и провести медленно вниз по карандашу.
Изучая алфавит, можно при помощи рук и карандаша изобразить изучаемую букву. Младшим школьникам это очень нравится.
Можно проводить массаж кистей рук при помощи грецких орехов. Необходимо взять по два грецких ореха в руку и перекатывать их, меняя местами. Также полезно просто помассировать пальчики от кончиков к основанию.
2. Игры с прищепками.
Бельевой прищепкой необходимо поочередно «покусать» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно) на ударные слоги любого стихотворения.
3. Учим скороговорки по картинкам.
Бесценную помощь для речевого развития речи оказывают скороговорки и чистоговорки. Для того, чтобы затрачивать меньшее количество времени на запоминание материала, лучше всего использовать картинки. В пособии Е. А. Кодолбенко «Зашифрованные скороговорки», 2011 г. можно найти множество «зашифрованных» под картинки скороговорок и использовать их в своей работе.
4. Упражнение «Шарик».
Необходимо представить себя воздушными шариками и на счет от одного до четырех сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет от одного до пяти медленно выдохнуть. Повторить упражнение 2-4 раза.
5. Упражнение для дикции.
В кабинете можно повесить строчку с гласными буквами: И-Э-А-О-У-Ы. Прочитать на одном дыхании гласные сначала в том порядке, как они написаны, затем с буквы Э, далее – с А и т. д., относя на конец строчки каждый предшествующий гласный.
На уроках математики можно на одном выдохе посчитать от одного до пяти, увеличивая громкость, после чего от пяти до десяти, уменьшая громкость голоса. Далее необходимо посчитать до десяти, наращивая темп речи.
6. Языковая зарядка.
Языковая зарядка направлена на четкость произношения изолированных звуков, слогов. Зарядку проводит учитель по мере того, как ученики учатся читать. Например:
А) Чтение слогов по сходству звучания: ас - са, ос - со, со - что, ус - су.
Б) Чтение слов по сходству сом, лом, ром, лапка, папка, тяпка.
В) Произносим слоги с различными гласными по 4 раза, увеличивая темп (та-та-та-та; то-то-то-то; ту-ту-ту-ту; ты-ты-ты-
ты)[/i]
Таким образом, применяя данные упражнения на своих уроках и постоянно экспериментируя, учитель может значительно помочь ребенку с речевыми проблемами.