Валентина Витальевна Самойлова
Применение кинезиологических упражнений для повышения познавательной и двигательной активности детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье рассказывается о внедрении в педагогический процесс кинезиологичеких упражнений как системы в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Под влиянием кинезиологических тренировок в организме детей происходят положительные структурные изменения.
Ключевые слова
Публикация «Применение кинезиологических упражнений для повышения познавательной и двигательной активности детей с ТНР» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
Кинезологические упражнения, тяжелые нарушения речи, двигательная активность, комплексный подход.
Свою педагогическую деятельность мы осуществляют в детском саду, в котором функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
При обучении детей с ТНР необходимо учитывать трудности звукопроизношения, фонетического анализа и синтеза, зрительно–пространственной ориентировки, недостаточное развитие моторных функций и зрительно–моторных координации, а также недостатки пространственного и зрительного восприятия.
На протяжении нескольких лет мы работаем в режиме освоения и распространения кинезиологических упражнений в работе с детьми с ТНР. Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиологические упражнения снимают у детей неврологическую симптоматику, улучшают координацию, нормализуют мышечный тонус, они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. Коррекционная работа приводит к развитию общей двигательной координации, развитию координации рук и ног улючшению межполушарного взаимодействия.
Качество любой работы зависит от координации действий участников образовательного процесса, взаимодействия педагогов и родителей.
На базе детского сада учителем-логопедом, учителем- дефектологом и педагогом-психологом был организовал проект по обучению воспитателей и родителей кинезиологическим упражнениям, способствующим, созданию максимально благоприятных условий для повышения двигательной и познавательной активности детей в детском саду и дома.
При организации учебно-воспитательного процесса работа по освоению и внедрению в практику кинезиологических упражнений проводилась нами параллельно c обучением этой деятельности и детей, и воспитателей, и родителей. Главным требованием к использованию этих упражнений является точное выполнение движений.
Использование кикезиологических упражнений основано на комплексном психолого–педагогическом подходе, что позволяет, объединив деятельность педагогов и родителей, добиться повышения двигательной активности воспитанников.
В комплексы кинезиологических упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
В своей работе мы использовали адаптированный вариант кинезиологических упражнений из нейропсихологической комплексов, разработанных Сиротюк А. Л.
После овладения педагогами приемами выполнения кинезиологических упражнений мы вместе продумали возможность их интеграции в режимные моменты:
- в комплексы утренней гимнастики;
- в комплексы бодрящей гимнастики после сна
- в качестве динамических пауз в непосредственно образовательной деятельности
Интеграция деятельности педагогов и родителей по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими ТНР, в детском саду и дома способствовала повышению двигательной активности воспитанников, эффективности коррекции речи и психофизического развития в целом. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме детей произошли положительные структурные изменения.
Литература
1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М. 1973. С-Петербург 1996.
2. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. :ТЦ Сфера, 2003
3. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников/ А. Л. Сиратюк. – М: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с. М. 2000г.
4. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей М. 2000г.