Олеся Ященкова
Применение игровых методик в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать
Публикация «Применение игровых методик в детском саду» размещена в разделах
игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
Функции игры
1. развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
1. коммуникативная: освоение диалектики общения;
2. самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
3. игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
4. диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
5. функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
6. межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
7. функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Четыре главные черты присущие игре:
1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию - ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
1. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
2. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
3. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Понятие «игровые методики» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком -четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
1. познавательные, воспитательные, развивающие;
2. репродуктивные, продуктивные, творческие;
3. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Типология педагогических игр по характеру игровой методики
1. предметные
2. сюжетные
3. ролевые
4. деловые
5. имитационные
6. игры-драматизации
Специфику игровой методики в значительной степени определяет игровая среда. Различают игры:
- с предметами и без предметов;
- настольные;
- комнатные;
- уличные, на местности;
- компьютерные и с ТСО;
- с различны ми средствами передвижения.
Игровое обучение отличается от других педагогических методик и технологий тем, что игра:
1. Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка
любого возраста.
2. Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее детей в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и
способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
3. Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у детей инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
4. Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться
глубинного личностного осознания детьми законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в
некоторых случаях, и лечить.
5. Многофункциональна, ее влияние на ребенка невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все ее возможные воздействия актуализируются одновременно.
6. Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только ребенок, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
7. Значение конечного результата. В игре ребенка устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата, психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
В деятельности с помощью игровых методик у детей развиваются психические процессы.
Игровые методики, направленные на развитие восприятия.
Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).
Игровые методики могут быть направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.
К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья, а ребенок должен ее заметить.
Игровые методики помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие.
Игровые методики способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе
использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.
Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.
На развитие образного и логического мышления направлены многие
дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых методик развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное
мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры-при думки, игры-фантазирования.
Комплексное использование игровых методик разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.
Таким образом, игровые методики тесно связаны со всеми сторонами воспитатель- ной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
В своей работе с детьми по развитию речи я использую следующие игры:
на формирования словаря:
«Горит-не горит» (формирование представлений о ситуации)
«Помоги Буратино» (учить правильно, образовывать глаголы с разными приставками)
«Бабочки и гриб» (изменение глагола с помощью приставок)
«Скажи ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом)
«Скажи по-другому» (подбирать слова близкие по смыслу)
«Кто в домике живет» (умение употреблять уменьшительную форму существительных в единственном числе)
«Назови часть целого» (формирование умения выделять и называть части предметов и объектов)
на звуковую культуру речи:
«Подуем на пушинку», «Покормим птенчиков», «На приеме у врача», «Будь внимательным», «Маятник», «Пусти лодочку по воде», «Поезд», «Понюхай цветок», «Скажи как я», «Найди свой домик», «Найди пару».
на грамматический строй речи:
«Один-много» (упражнять детей в образовании множественного числа)
«Что у нас получится» (упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных)
«Кто больше, а кто меньше» (упражнять детей в правильном использовании в речи степени прилагательного при сравнении величины животных)
«Чьи эти вещи» (упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных)
«У кого сколько» (упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе)
на связную речь:
«Дай определение словам» (активизировать словарь, развивать связную речь)
«Наоборот» (умение подбирать противоположные по смыслу)
«Четвертый лишний» (развивать внимание, сообразительность)
«Разговор по телефону» (развивать пространственные представления)
«Назови одним словом»
«Накроем стол к чаю»
«Чего не стало»
«Какая погода»
Таким образом, применение игровых методик повышает эффективность занятий, делает их интересными, привлекательными для детей, а значит и материал усваивается лучше.