МААМ-картинки

Применение арт-терапии при работе с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Агафонова Анна
Применение арт-терапии при работе с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Для успешной адаптации ребенка к среде детского сада создаются максимально комфортные условия его прибывания на весь период привыкания.

Так как его адаптивные возможности ограничены, поэтому резкий переход ребенка в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Перед педагогами ранних дошкольных групп стоит задача - помочь детям справится со стрессом и успешно адаптироваться к условиям детского сада.

Публикация «Применение арт-терапии при работе с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению» размещена в разделах

Атмосфера в группе должна быть наполнена теплом, уютом и заботой, что бы ребенок чувствовал себя защищенным. Налаживание с детьми контакта с помощью совместных игр, развлечений благоприятно влияет на их эмоциональный фон. Творческий подход является самым оптимальным в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста и с его помощью раскрываются особенности личности и индивидуальность каждого ребенка.

Одним из эффективных и современных методов является арт-терапия, которая может включать в себя такие виды деятельности как: изо-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, игровая терапия, танцевальная терапия и др.

Основная цель арт-терапии с детьми раннего возраста - оказание им психологической помощи, снятие агрессии, тревожности и страхов, развитие ребенка через самовыражение и самопознание.

Использование методов арт-терапии позволит создать положительный эмоциональный настрой, снять эмоциональное напряжение у ребенка, снизить утомляемость, способствует развитию мелкой моторики.

Изотерапия.

На первом этапе ребенку предлагаются пальчиковые краски, гуашь и включает в себя две серии рисование пальчиками и ладошками.

Рисование пальчиковыми красками доставляет детям не только удовольствие, а также учит их различать цвета, развивает мелкую моторику, у них проявляется стремление к общению со взрослыми, снижает эмоциональную напряженность детей, учит управлять своими чувствами, отвлекает от переживаний, помогает преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации проходит легче.

Музыкотерапия.

Возбудимым, беспокойным детям полезны классические музыкальные произведения в медленном темпе. Дети раннего возраста реагируют на звуки инструментов, ритм, и общую гармонию музыкальной композиции.

Детям не рекомендуется давать слушать музыку в наушниках. Головной мозг ребенка недостаточно созрел и может получить акустическую травму так как звук в наушниках не рассеянный, а направленный.

В адаптационный период рекомендуются лирическая, мягкая, элегическая, нежная, задумчивая музыка. Она способствует снятию нервного возбуждения, созданию положительного настроения.

В сон час нежная, спокойная, убаюкивающая, мягкая музыка, которая улучшает сон, расслабляет и успокаивает детей. Это могут быть колыбельные песни разных композиторов.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом терапии в 2003 году. Таким образом, музыкотерапия в процессе адаптации детей раннего возраста может являться способом коммуникации, способом эмоционального воздействия на ребенка, способом музыкального развития детей. Музыка положительно влияет на кровообращение, дыхание, придаёт физическую бодрость и устраняет растущую усталость.

Песочная терапия.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, влияют на становление всех сторон личности ребенка, развития познавательных процессов, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Игра с песком — это естественная и самая доступная форма деятельности ребенка. Содержание деятельности песочной терапии многогранно можно делать отпечатки ладоней, пальчиков, кулачков, формочек на поверхности песка, делать норки в песке, углубления, дырочки, набирать песок в горсть, сыпать песок из кулачка (быстро, медленно, строить ограждения, горки, создавать руками и игрушками различные линии на песке, набирать песок в формочки, ведерки руками и при помощи лопатки, загружать песок в кузов автомобиля и выгружать, тем самым обучая его в игре.

Организовывать занятия можно индивидуально и в групповой форме по 3-4 человека. Игры с песком в группе направлены, в основном, на развитие коммуникативных навыков. То есть умения друг с другом взаимодействовать, гармонично и эффективно общаться.

Ребенок, играя, всегда показывает, что его волнует на данный момент. Играя с песком совместно с детьми и воспитателем, создают у ребенка чувство безопасности, защищенности. Такая атмосфера помогает ребенку проиграть в песочнице любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию.

Особенность и преимущество песочной терапии заключается в том, что нет никакого правильного и неправильного способа игры в песке – песочные миры создаются без планирования и моделирования поэтому соответствуют внутреннему миру создателя.

Методы и приемы песочной терапии:

1. Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации.

2. Словесные методы – беседы, чтение произведений литературы (стихи, сказки, рассказ педагога, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).

3. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения.

4. Наглядные методы (рассматривание картин, иллюстраций, показ игрушек и моделирование).

5. Релаксация.

Формы работы в песочной терапии :

1. Сюжетные игры – «построим забор для животного», «домик для собачки», «норка для мышки».

2. Дидактические игры и упражнения- «узор на песке», «отпечаток ладошки и пальчика», фигурки животных и формочки для песка.

3. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

4. Игры-забавы – «Поиск предмета», «Ты спрячь, а я буду искать», «А это кто ходил», «Где спрятался краб».

При использование данной арт-терапии у детей стабилизируется эмоциональное состояние, повышается уровень познавательных процессов, мелкой моторики, тактильной чувствительности, формируются коммуникативные навыки в общении со взрослыми и со сверстниками.

Системное использование песочной терапии благоприятно влияет на детей раннего возраста и способствует для повышения уровня адаптации.

Рассмотрев данные методы арт-терапии можно сделать вывод, что каждый из них можно использовать в работе с детьми в адаптационный период в дошкольном учреждении.

Использование элементов арт-терапии позволяет создать положительный эмоциональный настрой у детей, снять эмоциональное напряжение, снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, развивать воображение, навыки изобразительной деятельности художественных способностей в целом.

Использование современной технологии арт-терапии способствует ещё и развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.

Публикации по теме:

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование Су-джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста в детском садуИспользование Су-джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду Использование Су – Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду. В настоящее время у многих детей дошкольного возраста.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Применение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Применение «Лого-робот пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад расширяет возможности каждого ребенка.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение арт-терапии при работе с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 09:50
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД