Лариса Николаевна Егорова
Алгоритм проведения логопедического обследования
▼ Скачать + Заказать документы
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
I этап. Ориентировочный
II этап. Диагностический
III этап. Аналитический
IV этап. Прогностический
I. Ориентировочный этап.
Задачи этапа:
- сбор анамнестических данных;
- выяснение запроса;
- выявление предварительных данных об индивидуальных типологических особенностях ребенка.
Виды деятельности:
- изучение медицинской и педагогической документации;
- изучение работ ребенка;
Темочки:
- беседа с родителями или лицами их заменяющими, педагогами.
II. Диагностический этап.
Процедура обследования ребенка. Выясняются следующие моменты:
- какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
- какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
- характер несформированности языковых средств;
- в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме);
- какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.
Методы логопедического обследования :
- педагогический эксперимент;
- беседа с ребенком;
- наблюдение за ребенком.
Характер диагностического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:
- от возраста ребенка;
- от уровня развития речи;
- от уровня психического развития ребенка;
- от уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен – но не заучен).
Принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования :
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
2. От общего к частному.
3. От сложного к простому.
4. От продуктивных видов речевой деятельности – рецептивным.
5. От экспрессивной языковой компетенции к импрессивной.
III. Аналитический этап.
Задача этапа – интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты.
Особенностью речевой карты является аналитичность. В ней представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи.
В речевой карте представлены следующие разделы:
- паспортная часть;
- анамнестические данные;
- данные о физическом и психическом здоровье ребенка;
- раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю речи, звукопроизношению и фонематическому слуху, слоговой структуре слова, чтению и письму
- специальное место для записи логопедического заключения.
IV. Прогностический этап.
Очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.