Лариса Горшкова
Приложение №5 к проекту «Дорожная Азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 9
Подвижные игры
"ПТИЦЫ И АВТОМОБИЛЬ"
Дети – птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями).
Воспитатель говорит: «Прилетели птички, птички – невелички. Все летали, все летали, крыльями махали. (Дети бегают, плавно взмахивают руками).
Так они летали, крыльями махали, на дорожку прилетели, зернышки клевали. (присаживаются, постукивают пальцами по коленям).
Публикация «Приложение №5 к проекту „Дорожная Азбука“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Темочки
Воспитатель берет в руки игрушечный автомобиль и говорит: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, в рожок трубит. Тра-та-та, берегись, берегись! Тра-та-та, берегись, посторонись!». Дети – птички бегут от автомобиля.
"НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ"
Дети получают флажки 3-4 цветов: один- синий, другие – зеленые, третьи – желтые и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты (площадки). В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (зеленый, желтый, красный).
По сигналу воспитателя: «Идите гулять» - дети расходятся по комнате (площадке) группками или в одиночку. По новому сигналу: «Найдите свой цвет» - дети бегут к цветку соответствующего цвета.
Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает детям во время прогулки остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет флажки. По слову «домой» дети открывают глаза, находят флажки и бегут к ним.
Воспитатель отмечает, какая группка соберется быстрее других.
"ТРАМВАЙ"
Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держаться за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой – левой). Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка – желтый, красный, зеленый.
Воспитатель поднимает флажок зеленого цвета, и дети бегут – трамвай двигается. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флажка: если поднят зеленый флажок, движение трамвая продолжается; если поднят желтый или красный флажок, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет.
Если желающих играть много, можно сделать остановку, на которой сидят дети и ждут прибытия трамвая. Подъезжая к остановке, он замедляет ход и останавливается, одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят.
Воспитатель поднимает зеленый флажок: «Поехали!». Если детям более знаком автобус или троллейбус можно заменить трамвай другим видом транспорта.
"ЛАБИРИНТ"
Эта игра проводится, когда дети уже знакомы с обозначениями отдельных знаков и указаний («Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение запрещено», и др.) Делается лабиринт. Можно его сделать из песка, кирпичей, камней.
В лабиринте ставят знаки. На велосипедах, самокатах дети проезжают по лабиринту, точно соблюдают указание знаков. Тот, кто не нарушал правил, может свободно проехать по лабиринту.
"ЗЕЛЕНЫЙ ГЛАЗ"
Для усвоения правил дорожного движения можно использовать технические средства. У входа в детский сад установить светофор, у которого переключаются цветные глазки. Когда дети входят и возвращаются с прогулки, воспитатель включает красный цвет – идти нельзя, затем желтый – приготовиться, только на зеленый разрешено входить в помещение. После 5-6 дней такой практики все дети будут знать, что улицу нужно переходить на зеленый свет светофора.
"ЗЕЛЕНЫЙ, КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ"
Игру можно проводить по-разному, т. е. с разными предметами.
1. Дети строятся в три звена, на полу три обруча: зеленый, желтый, красный. По сигналу дети разбегаются и собираются на свои места. Обручи меняют местами.
2. Все дети двигаются по залу. Ведущий поднимает вверх красный флажок- дети останавливаются, поднимают зеленый – движутся, поднимает желтый – останавливаются и т. д. Игра на внимание.
3. Детям раздаются разного цвета палочки. Ведущий поднимает красный флажок, и дети с красными палочками начинают бегать. Поднимается зеленый флажок- бегать начинают дети с зелеными палочками и т. д.
"ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ"
На полу разложены дорожные знаки, последовательность любая. Между знаками просто кружочки. Играют две команды. Из бумаги сделан квадрат с одной стороны красный, с кегли или флажки. Играет вся группа, по одному ходу каждому ребенку. Продвижение идет в соответствии с цветом на светофоре, дорожных знаков. В этой игре пропускаются ходы и идет продвижение вперед через один ход.
Приложение 10
Дидактические игры
"ТЕРЕМОК"
Цель: учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов; закреплять знания о предупреждающих знаках: «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дети», «Опасный поворот», запрещающих знаках: «Въезд запрещен» (запрещается въезд всех транспортных средств в данном направлении, «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено», предписывающих знаках: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка», информационно-указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход», знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания»,
«Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей»; развивать внимание, навыки осознанного использования знаний ПДД в повседневной жизни.
Материал: картонные круги с изображением дорожных знаков, бумажный конверт с вырезанным в нем окошком; палочка.
Ход игры: Ведущий вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков, и закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют каждый из них и объясняют назначение.
"УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК?"
Цель: учить детей различать дорожные знаки; закреплять знания о ПДД; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками : предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.
Ход игры:
Вариант 1
Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки этой группы.
Вариант 2
Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.
Примечание. Кубики можно рекомендовать для индивидуальной работы с детьми в детском саду и в семье, а также для их самостоятельных игр.
"ПОСТАВЬ ДОРОЖНЫЙ ЗНАК"
Цель: учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие — «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные», запрещающие — «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие — «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка», информационно-указательные — «Место стоянки», «Пешеходный переход», знаки сервиса — «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей», «Место отдыха», «Пост ГАИ»); развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.
Ход игры:
Детям предлагается:
1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.
2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы — знак «Дети», у кафе — «Пункт питания», на перекрестке — «Пешеходный переход» и т. д.
Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.
"НАША УЛИЦА"
Цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закреплять представления детей о назначении светофора; учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, предназначенные для водителей и пешеходов.
Материал: макет улицы с домами, перекрестком, автомобили-игрушки, куклы-пешеходы, куклы-водители, светофор-игрушка, дорожные знаки, деревья (макеты).
Игра проводится на макете.
Ход игры:
Вариант для «пешеходов»
Дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят дорогу, на желтый — останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.
Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.
Вариант для «водителей»
Ведущий показывает дорожные знаки : «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» — предупреждающие;
— «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» — запрещающие;
— «Движение прямо», «Движение направо» — предписывающие; —«Остановочный пункт автобуса и (или) троллейбуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» — информационно-указательные.
Дети объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации.
Приложения 11
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
Сценарий детско-родительской гостиной «Правила дорожного движения для детей и взрослых»
Цель: Формировать у взрослых и у детей потребность в заботе о своей безопасности через привычку соблюдения правил дорожного движения.
Предварительная работа:
1. Наглядная информация для родителей по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
2. Организация выставок детских рисунков по теме.
3. Приобщение родителей к подготовке атрибутов для уголка по ПДД.
4. Разучивание с детьми стихотворений по ПДД, загадывание загадок.
5. Домашнее задание для совместного выполнения родителя с ребенком (рисование, аппликация, объёмная подделка) «Мой безопасный путь в детский сад».
6. Серии сюжетных картинок по ПДД.
7. Дорожные знаки (мини, схема – карты микрорайона.
План проведения собрания:
1. Вступительное слово воспитателя. Игра – тренинг «Ночной поезд».
2. Выполнение заданий.
3. Подведение итогов.
Оформление:
Выставка художественной литературы, дидактических игр и детских рисунков по ПДД.
На сцене схема – карты микрорайона.
На доске написана тема собрания.
Ход собрания
Вступительное слово воспитателя:
- Уважаемые родители!
По улицам и дорогам движется много машин. На дорогах опасности подстерегают на каждом шагу. Мы все – взрослые и дети – то пешеходы, то пассажиры. Для своей безопасности все должны соблюдать правила дорожного движения. Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Хочется прочесть вам стихотворение Ю. Яковлева
Делали ребятам предостереженье:
«Выучите срочно Правила Движенья!»
Чтоб не волновались,
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители»
Единство наших и ваших требований к детям - это условие нашего успеха и безопасности наших детей. Сегодня предлагаю освежить ваши знания о правилах дорожного движения. Для того чтобы все были активными мы проведем собрание в форме КВНа. Разделимся на две команды (родители с детьми) : команда «Пешеходы» и команда «Пассажиры». Победителям вручим дипломы «Знаток ПДД». Разделение на две команды. Выбор капитана. Название команд. Выбор жюри.
Задание № 1. Игра-тренинг «Ночной - поезд» :
Для того, чтобы хорошо войти в контакт, проведем игру-тренинг на доверие «Ночной-поезд». Участники одной команды будут поездом. Один из них будет Локомотивом, другие - Вагонами. Становитесь за Локомотивом и держитесь за передний Вагончик. У локомотива есть свет и он может видеть, Вагончики идут с закрытыми глазами. Локомотив будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять Вагоны, и все Вагоны чувствовали себя уверенно. Участники другой команды будут Деревьями в ночном лесу. Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое «Шшш…» в момент, когда какой-нибудь Вагон поезда рискует удариться о них. Три Дерева особенные – на них надеты шляпы. Поезд обязательно должен объехать эти Деревья, прежде чем он покинет Лес. Обозначаю место, где Поезд въезжает в Лес, сама встаю с другой стороны Леса. Игра проводиться два раза со сменой ролей. Побеждает та команда, которая не задела Деревьев.
(Оценки жюри)
Задание № 2 «Светофор» :
Один из главных знаков дорожного движения – это светофор. Он стоит на перекрёстке. Перекресток - это место пересечение улиц. Основная работа светофора – это регулировка движения транспорта и пешеходов. Пешеходы обязаны подчиняться сигналам светофора. Светофоры бывают разные. Скажите, какие виды светофоров могут встретиться на улицах городов? (с вертикальным расположением сигналов, с горизонтальным расположением сигналов, с дополнительными секциями, пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры со звуком.) Почему поздно ночью все время мигает только желтый свет светофора? Если не работает светофор, кто нам в этом случае поможет? (регулировщик)
(Оценки жюри)
Задание № 3 «Дорожные знаки» :
1. (На столе лежат вперемешку дорожные знаки) Предлагаю вспомнить для чего нужны дорожные знаки, на какие группы можно разделить все знаки? (сервиса, опознавательные, запрещающие, разрешающие).
– Команда «Пассажиры» найдет и покажет запрещающие и разрешающие знаки.
– Команда «Пассажиры» найдет и покажет знаки сервиса и опознавательные. (Оценки жюри)
2. Каждый из команды берет один знак и рассказывает, что он означает и куда его нужно ставить. После ответов на схеме – карте микрорайона устанавливают мини-знак. Например: знак «Внимание, дети!» Это предупреждающий знак. Он становится возле школ, детских садов, около тех мест, где большое количество детей, чтобы водители были осторожными. Участники другой команды проверяют выполнение задания.
(Оценки жюри)
Задание № 4 «Сюжетные картинки» :
Каждой команде дается серия сюжетных картинок. Должны определить последовательность развития сюжета. Представить, чем это может закончиться. Что делать, чтобы этого не было.
1. Серия
- Мамы с детьми во дворе, дети катаются на велосипедах.
– Мамы беседуют между собой, дети едут в сторону дороги.
– Дети катаются на проезжей части дороги.
- Карточка с вопросительным знаком. Что может произойти, если мамы не успеют заметить отсутствие детей?
2. Серия
- Ребенок с родителями едут на автобусе.
– Около остановки автобус останавливается
У родителей руки заняты вещами, ребенок выходит из автобуса первым.
- Карточка с вопросительным знаком. Что может произойти, если родители не успеют взять ребенка за руки?
(Оценки жюри)
Задание № 5 Кроссворд. Ключевые слова «дорожные знаки», «пешеход» :
Вопросы по вертикали:
1 – Двухколесный транспорт;
2 – марка машины;
3 – у чего три глаза – три приказа. Красный – самый опасный;
4 – вид двухколесного транспорта с мотором, похожего на велосипед;
5 – езда, ходьба в разных направлениях;
6 - длинная, узкая канава;
7 – кто должен знакомить с ПДД детей;
8 - полосатая площадка на асфальте;
9 – марка машины;
10 - путешествие на машине;
11 - автомобильный маневр;
12 – полоса земли, предназначенная для передвижения;
13 – асфальт укладочная машина;
14 – какую команду дает зеленый знак светофора?
Вопросы по горизонтали:
1 - помощники пешехода и водителя;
2 – человек идущий пешком.
(Оценки жюри)
После выполнения всех заданий жюри подводит итоги, подсчитывая количество правильных ответов и оценивает активность каждой команды. Всем детям раздаются дипломы «Знаток ПДД».
Воспитатель: Родители - первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы, беря пример с вас. Уберечь ребенка от беды на дороге – долг всех взрослых. Поэтому предлагаю и дальше сотрудничать по формированию у наших детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил дорожного движения.
Совместно разрабатывается решение родительского собрания.
Тема родительского собрания «Мой безопасный путь в детский сад!»
Цель: Формировать у взрослых и детей основы соблюдения правил дорожного движения; соблюдение и реализация правил дорожного движения в жизни;
Предварительная работа:
1. Наглядная информация для детей и взрослых в широком доступе (папки-передвижки, наглядные материалы, уголок правил дорожного движения)
2. Приобщение родителей к подготовке атрибутов для уголка по правилам дорожного движения.
3. Дидактические игры с детьми по изучению правил дорожного движения («Юный пешеход», «ПДД для малышей», «Сигналы светофора»)
4. Разучивание с детьми стихотворений на заданную тематику.
5. Создание макета города/объемной схемы города с дорожными знаками, зебрами и т. д. (или район близлежащий к детскому саду).
План проведения собрания:
1. Вступительное слово ведущего родительского собрания.
2. Тренинг-упражнения на взаимодействие и закрепление правил дорожного движения.
3. Демонстрация совместной деятельности с детьми по изучению данной тематики (подведение итогов непосредственно - образовательной деятельности, показ продуктивной деятельности детей).
4. Подведение итогов собрания в форме круглого стола: «Памятка для родителей»
5. Анкетирование
Оформление:
Представлены материалы правил дорожного движения - дидактические игры, атрибуты уголка тематического, макет города.
Ход собрания:
Вступительное слово.
Уважаемые родители!
Вы уже несколько лет ходите в детский сад! Некоторые преодолевают долгий путь со сложным маршрутом - дорога, закоулки, лесопарковые зоны, стоянки автомобилей. В настоящее время острой проблемой является детский травматизм на дорогах, зачастую по пути в школу и детский сад. Очень скоро Ваши дети станут школьниками и самостоятельно будут ходить в образовательные учреждения и на прогулку.
Причиной дорожно-транспортных происшествий является незнание ими правил дорожного движения или неумения быть на улице дисциплинированными участниками дорожного движения, как в качестве пешехода, в качестве пассажира.
Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города.
Делали ребятам предостереженье:
«Выучите срочно Правила Движенья!
Чтоб не волновались,
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители»
Ю. Яковлев
Улица для детей - это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Но благодаря нашей совместной деятельности можно вырастить примерных детей - пешеходов, снизить показатели дорожно-транспортного травматизма. Не ваши ли дети топают на проезжей части дороги на красный свет? Какую оценку вы поставите себе за безопасность на дороге ваших детей? Задача каждого родителя - изучать азбуку движения пешеходов на дороге со своим ребенком.
Для активной деятельности всех участников собрания, наша встреча начнется с упражнения, которое поможет создать атмосферу доверия друг другу и расслабится.
1. «Слепой водитель»
Перед началом упражнения по группе расставляются различные препятствия (лежачий полицейский, светофоры с разными горящими цветами, пешеходные переходы, пешеходы (муляжи или игрушки).
Родители делятся на пары, одному из них завязывают глаза. Цель второго участника управлять «слепым водителем» т. е. своевременно сообщать о препятствиях, знаках дорожного движения, встречаемых на заданном маршруте. Другие участники оценивают водящую пару по следующим критериям:
- внимательность;
- соблюдение правил дорожного движения;
- аккуратность (ничего не было задето и сбито);
- активность «зрячего водителя»;
- сотрудничество.
2. «Светофор наш помощник».
Предложить вспомнить стишки или считалки о цветах светофора (красный цвет - проезда нет, желтый будь готов к пути, а зеленый цвет - кати). Вспомнить виды светофором и их предназначение (с вертикальным расположением сигналов, с горизонтальным расположением сигналов, с дополнительными секциями, пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры со звуком для слабовидящих и незрячих.)
3. Дорожная мозаика. На столе приготовить заранее нарезанные тематические картинки, фрагменты должны быть достаточно крупными. Цель: сообща собрать иллюстрацию.
4. Знакомство с макетом. Отметить опасные места на маршруте.
Подведение итогов собрания в форме круглого стола:
«Памятка для родителей».
В специально подготовленный бланк записать предложения родителей по следующим блокам:
- как вести себя родителю на дороге и в транспортном средстве?
- прививаем детям знания правил дорожного движения.
Готовую памятку после можно размножить и раздать родителям или вывесить на информационном стенде.
Демонстрация совместной деятельности смотрите на сигнал светофора;
- Переходите дорогу там, где вам кажется удобным.
3. Знает ли ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить.
4. Считаете ли вы, что усилия педагогов детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасности поведения на улице:
- Будут эффективны только при поддержке с вашей стороны;
- Будут эффективны без всякой поддержки с вашей стороны;
- Не эффективны, так как научить безопасности поведения на улице могут только родители.
5. Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения ребенка в общественных местах и на улице?
- Да
- Нет в этом никакой необходимости.
Спасибо за участие!
Воспитатель: Родители - пример для своих детей, они учатся законам улицы, беря пример с вас. Уберечь ребенка от травматизма на дороге – задача как педагогов, так и родителей. Поэтому в домашних условиях обучайте детей дисциплинированному поведению на улице, соблюдению им правил дорожного движения.
Приложение 12