ольга пирожкова
Проект «Птичья столовая»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Экологическое и патриотическое воспитание находится в тесной взаимосвязи друг с другом. Недаром слово «экология» в переводе с греческого обозначает - наука о Доме-Родине. Уже несколько лет многие дошкольники вместе со своими педагогами и родителями занимаются вопросами экологического воспитания и природоохранной деятельностью.
Исходя из основных задач экологического воспитания в ДОУ, таких как:
• формирование элементарных экологических представлений о природе (о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы);
• понимание важности охраны окружающей природы;
Публикация «Проект „Птичья столовая“» размещена в разделах
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
• воспитание гуманно-деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам,
коллектив детского сада совместно с детьми и родителями зимой 2012-2013 учебного года провели проект «Птичья столовая».
Проведение данной акции неслучайно. Как свидетельствуют исследования орнитологов, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными и подвижными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей и посилен для оказания помощи зимующим птицам в холодные и голодные зимние месяцы на Урале.
Задачи проекта:
1. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.
2. Расширить знания детей и представления об особенностях внешнего вида, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.
3. Вызвать у детей и взрослых желание оказывать действенную помощь птицам (изготовить кормушки, организовать кормление птиц)
Условия проведения проекта:
1. Проведение наблюдений с детьми по теме: «Птицы. Какие они?», «Забота о братьях наших меньших», «Птицы – наши друзья»…
2. Организация конкурса-фестиваля кормушек для птиц среди групп ДОУ: «Помоги птицам перезимовать!» (совместное изготовление кормушек с родителями и воспитателями из бросового и другого материала)
3. Подкормка птиц в зимний период на территории ДОУ и дома с последующими беседами с детьми, ведении календаря природы за прилетом птиц, выпуск листовок о помощи птицам …
4. Детско-родительская викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц»
В начале проведения проекта педагоги всех возрастных групп определили перечень зимующих птиц, с которыми можно познакомить дошкольников:
2 младшая, средняя группы – ворона, воробей, голуби, синица, снегирь, сорока;
в старшей и подготовительной к школе группах добавляется - свиристель.
Содержание работы по ознакомлению с вышеперечисленными птицами в возрастных группах детского сада распределилось следующим образом:
• 2 младшая группа: Организовывать наблюдение за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой.
• Средняя группа: добавляется – Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
• Старшая группа: Продолжать вызывать интерес к пернатым. Знакомить с характерными особенностями зимующих птиц (повадки, среда обитания, особенности внешнего вида).
• Подготовительная к школе группа: Закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу. Сравнивать птиц по отличительным признакам (внешний вид, голос, повадки).
Анализ современной методической литературы позволил участникам проекта выявить основные формы работы с детьми:
• Непосредственно образовательная деятельность:
- Чтение и обсуждение программных произведений о птицах;
- Заучивание стихотворений;
- Беседа о зимующих птицах;
- Проектная деятельность (конструирование и создание кормушки);
- Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, художественный труд («Снегири на ветке», «Воробушки», «Сорока» и др.)
• Совместная образовательная деятельность:
- Наблюдения (за птицами);
- Отгадывание и составление загадок;
- Чтение художественной литературы;
- Книги-самоделки;
- Подготовка хлеба для подкармливания птиц;
• Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
- Дидактические, настольные игры «Птички на кормушках», «Птицы в природе»
- Подвижные игры «Воробушки и кошка» и др. ;
- Рассматривание альбомов, детской литературы, энциклопедий по темам: «Зимующие птицы»
- Самостоятельное рисование и раскрашивание птиц.
• Взаимодействие с родителями детей:
- Оформление информационных стендов «Покормите птиц зимой» и др. ;
- Организация выставок «Моя кормушка»
- Изготовление кормушек;
В своей работе педагоги с детьми проводили ряд наблюдений за поведением птиц в течение зимы. Широко привлекали художественную литературу: стихи, загадки, произведения В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова. Рассказы В. Бианки, «героями» которых часто бывают птицы, помогали углублять, закреплять представления детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении.
В группах была проведена беседа о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время. Педагоги и дети уточнили, чем и как надо подкармливать птиц.
Выяснилось, что каждая птица имеет свое меню.
Так, например, воробьи любят - крошки хлеба, семечки подсолнуха, пшено;
Синички – сало, крошки хлеба, семечки;
Снегири – семена трав, ягод рябины, дикой яблони (мякоть они не едят, а достает (только зернышки);
Голуби - крошки хлеба, семечки;
Свиристели – ягоды рябины, калины, боярышника.
Родителям вместе с детьми было предложено изготовить кормушки, используя разнообразный бросовый материал. Затем устроили праздник для птиц – развесили кормушки на участках детского сада.
Дети с большим удовольствием готовили для птиц корм: крошили оставшийся от завтрака и обеда хлеб в определенную посуду, а затем во время прогулки накладывали его в кормушки.
На втором этапе проекта всем участникам был предложен книга-альбом «Детско-родительская викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц». (приложение 1).
Результаты проекта:
• Дети стали узнавать зимующих птиц, научились их различать по внешнему виду; активно готовили корм для пернатых.
• Родители с детьми (48 участников) смастерили разные кормушки; 30 семей приняли участие в детско-родительской викторине.
• Педагоги собрали материал и составили «Занимательный материал о зимующих птицах».Книга-альбом детско-родительской викторины «Фестиваль кормушек».
Задачи:
1. Уточнить и закрепить представления детей и родителей о зимующих птицах.
2. Расширить представления детей об особенностях внешнего вида и приспособлении их к среде обитания.
3. Вызвать у детей и взрослых желание совместно заполнить альбом- викторину.
Книга-альбом содержит несколько страниц:
1. ВИКТОРИНА «Знаешь ли ты зимующих птиц?»
2. КОНКУРС «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ»
3. Подбери к каждой птице прилагательное: какая она?
4. Как правильно сделать кормушку для птицы.
5. ФОТОВИКТОРИНА «Назови птиц, изображенных на картинке»
6. Нарисуй любую зимующую птицу.
7. КУЛИНАРНЫЙ КОНКУРС «Составьте «МЕНЮ» для зимующих птиц»