Юлия Сабирова
Приглашение в обсерваторию к профессору Солнцеву
Направление развития – познавательно-речевое.
Доминируюшая образовательная область – познавательное развитие.
Тема образовательной деятельности: «Приглашение в обсерваторию к профессору
Солнцеву»
Возрастная группа: подготовительная
Методы и приемы:
Методы формирования сознания (индивидуальная и фронтальная беседа)
Методы организации деятельности и формирования поведения (речевые ситуации)
Методы организации и осуществления познавательной деятельности.
Методы здоровьясбережения (физминутка)
Методы самоконтроля и самооценки.
Публикация «Приглашение в обсерваторию к профессору Солнцеву» размещена в разделах
- Солнце, солнышко
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Интеграция образовательных областей – «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-речевое развитие», «физическое развитие»
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавтельно-исследовательская.
Цель: Развитие познавательных способностей старших дошкольников посредством опытно – исследовательской деятельности и игровой деятельности.
Задачи воспитания: воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость к герою проблемной ситуации, навыки сотрудничества.
Задачи развития: развивать интерес и познавательную активность к объектам космического пространства, развивать логические приемы (анализ, синтез, сравнение) мышления поисковой деятельности; зрительное внимание и восприятие, координации речи с движением, общих речевых навыков, мелкой моторики рук; коммуникативные умения и навыки индивидуальной и групповой работы. Развивать творческое воображение, интерес к исследовательской деятельности
Задачи образования: формировать умение запоминать детали картины и называть различия. Формировать представление об особенностях поверхности Луны. Закреплять умение выполнять рисунок в технике «граттаж». Закрепить представления о понятиях: «астрономия» и «астроном», «солнечная система», «созвездия», «орбита». Закрепить знания о составе числа из двух меньших чисел, умение выполнять звуковой анализ слова и составлять слово из букв, картинку из нескольких частей.
Планируемые результаты:
Личностные: любознательный; активный; эмоционально-отзывчивый; коммуникативный.
Интеллектуальные: установление причинно-следственных связей при характеристике явлений и предметов, развитие мышления, начальные математические представления.
Физические: двигательная активность, умения и навыки здоровьесбережения.
Организация среды для проведения образовательной деятельности: Конверт с приглашением, «виртуальные очки», вывеска «Обсерватория», оформление группы с имитацией обсерватории, ноутбук, аудиоколонка, картинка-портрет профессора из серии «найди отличия», телескопы, презентация «Созвездия», картинки созвездий, цифры 0-9, эмблемы для деления на пары и подгруппы. Макет Солнечной системы на магнитном полотне, презентация «Луна», ребусы, емкость с манной крупой, металлические шары, слова для звукового анализа, фишки красного, синего, зеленого цвета, мольберт, готовые листы А4 для выполнения работы в технике «граттаж», алгоритмы поэтапного рисования, конверты с кодовым словом, картинка «Земля», аудиозапись космической музыки и слов благодарности профессора.
Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты: Цикл бесед о «Солнечной системе», «Созвездиях», «Обсерватории» Заучивание слов приветствия, текста стихотворения «Планеты», физминутки «Луна», пальчиковой гимнастики, подготовка работ для выполнения в технике «граттаж».
Дифференцированный подход: задание «состав числа»
Время проведения: 30 минут.
Конспект содержания образовательной деятельности.
Мотивационная деятельность
Организационный момент. Создание эмоционального фона восприятия картины.
Дети входят в музыкальны зал, здороваются, встают в круг.
Приветствие «Здравствуйте»
- Здравствуйте, девочки! Педагог приветственно машет рукой
- Здравствуйте! Девочки приветствуют педагога
- Здравствуйте, мальчики! Педагог приветствует мальчиков
- Здравствуйте! Мальчики приветствуют педагога
- Солнышко, здравствуй! Все поднимают руки вверх
- Здравствуй, здравствуй! Скрещивают прямые руки над головой
- День такой прекрасный. Протягивают прямые руки вперед
Здравствуй, здравствуй! Хлопают в ладоши
Воспитатель: Действительно, сегодня прекрасный весенний день.
- Какой сейчас месяц? (Сейчас месяц апрель)
Ребята, какие знаменательные даты мы отмечаем в апреле?
Какого числа отмечают День Космонавтики?
-Почему именно в этот день?
(Дело в том, что именно 12 апреля 1961 года космонавт нашей страны совершил первый в мире космический полет).
Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Как фамилия первого Российского конструктора межпланетных кораблей?
(Сергей Павлович Королёв).
В связи с праздником к нам в детский сад пришла посылка с приглашением. (коробка с приглашением и «виртуальными очками»). Как вы думаете от кого оно? (предположения детей) Это приглашение в обсерваторию. И приглашает нас знаменитый учёный космических наук, профессор Солнцев.
Ребята, что такое обсерватория? А вы были когда-нибудь в обсерватории? И я не была. Как же мы с вами сможем до неё добраться? (варианты ответов)
Ребята, что-то в посылке еще есть. Что же это? (“Виртуальные очки») Как же профессор предлагает нам отправиться в обсерваторию? Попробуем отправиться в обсерваторию с помощью виртуальной реальности.
Предлагаю, надеть очки. Вы готовы к увлекательному путешествию?
Дети проходят в группу. На двери вывеска «Обсерватория»
Воспитатель: Тук-тук. Здравствуйте профессор (никто не отвечает)
В группе включена световая иллюминация.
Давайте снимем очки. Посмотрите, как красиво в обсерватории.
Профессор, здравствуйте! Странно, его нет на месте.
Ребята, посмотрите и ноутбук открыт…
Давайте заглянем в него и узнаем, над чем работал наш профессор.
Ребята, посмотрите, нам профессор оставил письмо – сообщение. Давайте его скорее прочитаем и все узнаем!
Письмо - сообщение:
«Здравствуйте, ребята! Увы, не могу сегодня с вами пообщаться. Меня срочно отправили в экспедицию по изучению нового созвездия. Я так спешил, что забыл кодовое слово, чтобы вернуться обратно. Очень прошу Вас помочь мне!
Что же делать? (Надо помочь профессору)
Задания найдёте в зале обсерватории под номерами. Всего пять заданий. За каждое выполненное задание вы будете получать конверт с кодовым словом. Прошу выслать кодовое слово по электронной почте. Надеюсь, справитесь с моей просьбой! Желаю удачи!».
Задание № 1
В конверте с заданиями фото профессора. Ребята - это один и тот же кадр? Какое же задание предлагает выполнить профессор? Предлагаю посмотреть на фото и запомнить, что на нем изображено? (30 секунд) А теперь отвернитесь. Что изменилось? Ребята, вставайте посвободнее. Вы уже взрослые, отвечайте полным ответом.
А сейчас давайте себя проверим.
Вы очень наблюдательны.
Что же изучает профессор Солнцев? Как называется профессия ученого? (астроном). Повторим.
Какую науку он изучает? (астрономию). Аня, повтори.
А сейчас отгадайте загадку.
Есть специальная труба
В ней вселенная видна
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в (телескоп)
Вы хотите стать маленькими астрономами и понаблюдать за звездным небом?
Игровое упражнение «Астрономы»
Дети берут «телескопы» из бумаги.
Внимание на наше звездное небо! (презентация «созвездия»)
Давайте вспомним, как называются созвездия.
Молодцы! Вот как много созвездий мы увидели!
Уточнение мотивации. Ребята, для чего мы выполняли это задание?
А вот и первый конверт с кодовым словом. Конверты мы будем складывать в корзину у доски. Ну а нас ждут новые испытания профессора Солнцева.
Где находиться следующее задание?
Задание № 2
Предлагаю дальнейшее изучение созвездий продолжить за столом.
Разделитесь на пары по признаку цвет. (работа в парах)
Для того, чтобы выполнить второе задание раз, предлагаю размять ручки.
Ребята, на какие космические объекты похож «су-джок?» (звезда, метеорит)
(дети на выбор берут «су-джок»)
Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз, катаем, два, катаем (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
В кулачок его сожмем.
(выполняем движения в соответствии с текстом)
В руку левую возьмем,
В кулачок его сожмем.
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко!
Отлично! Сейчас вы будете выполнять задания в парах. Возьмите конверт с таким же обозначением.
Посчитайте, сколько звезд в созвездии и составьте состав числа из двух меньших чисел.
Договоритесь, кто из вас будет раскладывать фишки, кто записывать.
Взаимопроверка. Один ребенок из пары озвучивает ответ.
Молодцы!
Вы справились с заданием состав числа из двух меньших! Возьмите конверт с кодовым словом. Зачем мы выполняем задания? Сколько заданий мы выполнили. Какое следующее задание?
Задание № 3
Ребята, что это? (ребусы)
Чтобы выполнить 3 задание, надо разгадать ребусы.
Макет солнечной системы спрятан под салфеткой.
Воспитатель открывает макет. Ой, ребята, что же произошло? (планеты сошли со своих орбит). Как вы думаете, какое задание подразумевал профессор? (нужно расставить планеты по порядку). А поможет нам в этом стихотворение. Ульяна прочтет стихотворение, а мы с вами снова потренируем наши руки.
По порядку все планеты, (поочередно выполнять хлопки и сжимание руки в кулак)
Назовет любой из нас
Раз Меркурий (поочередно соединить пальцы рук на обеих руках с большим пальцем)
Два Венера
Три Земля
Четыре Марс
Пять Юпитер
Шесть Сатурн
Семь Уран
За ним Нептун
А за ним уже потом и (поочередно выполнять хлопки и сжимание руки в кулак)
Девятая планета
Под названием Плутон.
Расставим планеты с одним условием, вы расскажите что-то интересное о планетах.
Дети по очереди говорят по одному предложению о планетах.
Какие мы с вами молодцы!
Презентация.
А мы с вами на какой планете живём?
Луна – спутник Земли, каменный шар размером намного меньше Земли. Днем на Луне жара, ночью очень холодно. На Луне нет ни капли воды. Никогда не идет дождь, не бывает снега. Спутник покрыт толстым слоем пыли, поэтому следы остаются надолго. Так же на Луне нет ветра.
Ребята, на что похожа поверхность Луны?
Ребята, а кто знает, как называются углубления на поверхности луны? (ямы, кратеры)
А вы хотите узнать, как появляются кратеры? Метеорит, попадая на поверхность Луны, которая состоит из пыли, разбивается и на поверхности образуется углубление. У меня получился кратер, а вы хотите попробовать?
По очереди бросайте метеориты. (дети бросают металлические шарики в чашку с манной крупой)
Посмотрите, что образовалось на нашей поверхности? (углубления, ямы, кратеры)
Ребята, почему образуются кратеры? Сделайте вывод.
Метеорит тяжелый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовались все неровности.
Молодцы! Мы выполнили это задание. Возьмите конверт. Что мы разгадываем?
А сейчас приглашаю вас на ковер!
Задание № 4
Давайте немного отдохнем
Физминутка «Луна»
В небе плавает Луна
В небе плавает Луна
(Плавные покачивания влево и вправо)
В облака зашла она.
Один, два, три, четыре, пять
(хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать
(Руки вверх)
Шесть, семь, восемь, девять, десять-
(хлопки над головой)
И пониже перевесить.
(Руки вниз)
Десять, девять, восемь, семь-
(ходьба на месте)
Чтоб Луна светила всем.
Мы отдохнули и продолжим выполнить задания профессора.
Разделитесь на команды по признаку «форма». (Ребята становятся по разные стороны мольберта).
Составьте звуковой анализ слов: Луна, Марс. Сейчас команды поменяются местами, проверят, правильно ли выполнено задание и обоснуют свой ответ.
Мы продолжаем работать в командах. Команда пятиугольной звезды будет называть слова, которые относятся к космосу, а команда многоугольной звезды назовет слова, которые относятся к Земле.
Молодцы, вот конверт с кодовым словом. Сколько конвертов мы собрали? Зачем мы выполняем задания? Сколько конвертов осталось собрать?
Задание № 5
Ребята, профессор хочет, чтобы мы поделились нашими впечатлениями, что интересного мы узнали в ходе нашего посещения обсерватории.
Мы с вами подготовили листы для работы в технике «граттаж». Вам необходимо создать замысел в своем воображении. Если вам необходима помощь, вам помогут буклеты с алгоритмом поэтапного рисования и вариантов рисунков.
Выполнять гравюру мы будем при помощи специального инструмента. Как он называется? (штихель, также можете пользоваться «апельсиновой палочкой, соблюдая меры безопасности.
Аудиозапись космической музыки.
Что вы изобразили? (ответы детей) Я уверена, ваши работы очень понравятся профессору Солнцеву! Давайте наши работы оставим на магнитных досках, чтобы профессор смог их посмотреть, когда вернется.
Возьмите конверт с кодовым словом.
Ребята, сколько заданий мы выполнили? Зачем мы их выполняли? Дети раскрывают конверты и составляют картинку. (планета Земля) и буквами выкладывают слово «Земля». Как вы думаете, какое же кодовое слово? Давайте отправим кодовое слово профессору по электронной почте.
Рефлексия
Ребята, вам понравился наш поход в обсерваторию? Что вы узнали нового? Какое задание было сложным?
Раздается звуковой сигнал сообщения.
Здравствуйте, ребята! Спасибо за помощь! Я получил кодовое слово, благодаря вам.
Скоро вернусь на Землю, как только доделаю все космические дела. За вашу любознательность и смекалку дарю вам телескопы из моей обсерватории, чтобы вы изучали звезды и планеты. До новых встреч! Ваш профессор Солнцев.
Ребята, нам пора возвращаться в наш детский сад. Что нам поможет вернуться?