Царёва Марина
Причины девиантного поведения детей
▼ Скачать
Девиантное поведение – это одно из нарушений социально-поведенческих норм. К сожалению, в последнее время эта проблема становится все более актуальной. Изучением девиантного поведения и причин его возникновения занимаются психологи, медики, социологи, правоохранительные службы.
Я. И. Гилинский определил норму поведения как сформировавшийся в процессе исторического развития предел, некую меру поведения, допустимую в данном обществе (как для конкретного человека, так и для группы людей).
Публикация «Причины девиантного поведения детей» размещена в разделах
Девиантное поведение может возникнуть под воздействием ряда причин, о чем нам говорят социологи, занимающиеся проблемами его возникновения.
Так, например, по мнению Р. Мертона:
Первой причиной возникновения девиантного поведения является изменение социальных устоев общества, когда прежние нормы становятся вовсе не актуальными, а правила нового поведения еще не сформировались. Это происходит во время революций, войн, когда прежний мир со своими устоями и укладами перестает существовать.
Все, что было прежде, отвергается как неверное и не достойное продолжения или соблюдения. Человек теряется и просто не знает, как себя вести, у него теряется ориентир действий. Причинами девиантного поведения могут стать и общественные требования. Когда общество ставит перед человеком определенные цели, не давая ему возможности их достижения, или те средства, которые оно может предложить, слишком малы, человек начинает искать новые пути решения поставленных перед ним задач.
Второй причиной являются различные нормы поведения, свойственные разным культурам. В каждой культуре есть свои определенные особенности.
Правила и нормы складывались в процессе исторического развития и прочно усвоились носителями этой культуры. Попадая в новое общество и новую для себя среду, человек невольно теряется и не может соответствовать всем требованиям, предъявляемым другой культурой.
Я. И. Гилинский говорил о том, что причиной девиантного поведения может быть неудовлетворенность людей тем, что у одних есть больше возможностей, чем у других (социальное неравенство).
К важнейшим объективным факторам асоциального поведения подростков, прежде всего, относятся те влияния, которые оказывает на них семья, — первичная микросреда, в которой закладываются основные черты личности.
К сожалению, все чаще родители сводят процесс воспитания к осуществлению элементарного ухода за ребенком: обеспечению основных потребностей в пище, одежде, жилье, медицинском уходе. Забывая при этом про удовлетворение его эмоциональных требований, а ведь в нежности и любви он нуждается не меньше, чем в дорогих игрушках. Важно научиться чувствовать ребенка, понимать его внутренний мир. Зачастую проявление агрессии — это выражение детского гнева и мести за несправедливость, психологическое насилие, отсутствие полноценных отношений с родителями, недоласканность.
Такие дети вынуждены искать компенсацию эмоциональной неудовлетворенности вне стен дома. Подростки собираются в так называемые группы по интересам, стремясь к общению, дружбе, тогда и возникает опасность подпасть под влияние «дурной компании». Ну а к чему это приводит — мы читаем каждый день в сводке криминальных новостей. Всего этого можно избежать, если вовремя согреть душу ребенка родительской заботой, лаской, вниманием. Задумайтесь, что детский требовательный крик со временем может перерасти в агрессивное разрушительное поведение. Например, для подростков 11–13 лет развлекательным время провождением считается совершение актов вандализма.
Взрослые с утра до вечера пропадают на работе, а общение с ребенком ограничивается скупым вечерним допросом: «Ты обедал?» или «Какие отметки в школе?». К сожалению, на этом воспитательный процесс заканчивается. Вспомните, когда в последний раз вы вместе гуляли, ходили в кино, на концерт или просто говорили по душам? Затрудняетесь ответить, а вот именно так, совершенно незаметно рвется тоненькая нить доверия детско-родительских отношений. Подросткам свойственно создавать себе кумиров и имитировать их поведение. Подарите своему взрослеющему ребенку чуть больше нежности и любви. В семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, имеет возможность проявить свое «Я», понять «Я могу». И тогда именно вы станете для него образцом для подражания, а не герои из боевиков и триллеров. И это не вымысел, а достоверный факт проверенный ни одним поколением неравнодушных родителей.
Реакция родителей, принципы, типы и специфика отношений между родителями и их детьми, стиль семейного руководства и т. д. могут оказаться важными факторами профилактики асоциального поведения ребенка в семье и вне ее.