Папки-передвижки

Причины агрессивности школьников

Марина Григорьевна Прохорова
Причины агрессивности школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Причины агрессивности школьников.

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли»

Эрих Фромм

Уважаемые мамы, папы!

Публикация «Причины агрессивности школьников» размещена в разделах

Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.

Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т. е. становится “грозой” всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.

“Как стать любимым и нужным” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

Вот как описывает известный детский психолог Н. Л. Кряжева поведение этих детей:

Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”.

Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей, особенно от матери. Причем его положение не меняется в течение нескольких лет. Даже если родительское отношение к ребенку полно заботы о нем, взрослые в силу целого ряда причин порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Родители в силу жизненных обстоятельств не всегда могут избежать подобных поступков, несмотря на самые серьезные намерения. Они стараются изо всех сил помочь ребенку освоиться в окружающем мире, но ребенок все равно чувствует себя подавленным.

Сказка

Это очень поучительная сказка, в ней каждый может себя узнать и постараться изменить свое отношение к своим детям.

«Давным-давно в одной волшебной стране жили, были король с королевой. И у них был сын, в котором они души не чаяли. Но так как быть королем и королевой – это очень ответственное занятие, то родители много времени тратили на важные различные взрослые дела. (Ну, все знают, как это бывает.) но и он очень старались быть очень правильными родителями: они целовали малыша ровно три раза в день, спрашивали: «Как дела?» – два раза в день и смотрели с ним книжку один раз в день. И вот однажды (это всегда происходит очень неожиданно) весь королевский дворец проснулся от ужасного шума, который доносился из спальни малыша. Король и королева первыми прибежали на шум (ведь они были очень заботливыми родителями) и увидели, что их сын разбросал все свои волшебные игрушки, порвал одежду, выбросил книжки и при этом очень горько плакал. Никто не мог успокоить малыша, он никого к себе не подпускал: даже королеву-мать укусил. Тогда король-отец позвал самого лучшего мудреца королевства и приказал вылечить сына. Мудрец думал три дня и три ночи и, наконец, сказал королю, что малышу надо просто как можно чаще улыбаться. Тогда королева заказала главному волшебнику куклу для сына, которая должна была весь день и всю ночь улыбаться ему (ведь она была очень разумная мать). И все стало в королевстве хорошо.

Прошло еще несколько лет, малыш подрос, научился быстро бегать, правильно говорить и красиво рисовать. И вот однажды (опять неожиданно) весь дворец вновь проснулся от шума. Король и королева прибежали в комнату сына и увидели, что он сломал куклу, которая ему всегда улыбалась, и при этом очень горько плакал. Никто не мог успокоить ребенка. Он ударил даже королеву-мать, когда она подошла к нему. И тогда король-отец опять позвал к себе самого главного мудреца. Мудрец думал три дня и три ночи и сказал королю: «С ребенком надо чаще беседовать». Королева-мать заказала главному волшебнику куклу, которая разговаривала бы с сыном (ведь она была очень разумная мать). И опять все стало в королевстве хорошо.

Прошло много лет, малыш вырос и стал королевичем. Он научился танцевать, приказывать и еще лучше рисовать. И вот однажды снова среди ночи раздался шум, снова прибежали в комнату королевича родители и увидели, что он сломал куклу, которая с ним всегда беседовала, и громко ругается. Никто не мог успокоить королевича, он обозвал даже королеву-мать, когда она подошла к нему. И в третий раз послал король-отец за главным мудрецом. Через три дня и три ночи мудрец сказал королю: «Сделай его своим министром, пусть учится управлять королевством».

Королева-мать пошла снова к главному волшебнику и заказала игрушечное королевство для сына (ведь она была ответственная мать). В королевстве было еще спокойно несколько лет. И вот однажды ночью (ну совсем неожиданно) снова случился шум. Родители уже не так быстро пришли в комнату сына (они стали уже старыми родителями) и увидели, что их сын стоит в окружение всех придворных, которые присягают ему на верность. Справа стояла кукла, которая беседовала с ним, целая и невредимая. Слева стояла кукла, которая улыбалась ему в младенчестве, тоже исправная.

Как только король с королевой вошли в комнату, их окружили люди из игрушечного королевства. Король-отец спросил: «Что это все значит сын мой?» И королевич ответил: «Я уже взрослый и умею сам управлять королевством, вы мне больше не нужны. Но так как вы все, же мои родители, то я не убью вас, а отправляю на необитаемый остров, живите там». Тогда королева-мать стала упрекать сына: «Как ты можешь так с нами поступить? Мы очень любили тебя, заботились о тебе. Неужели у тебя такое жестокое сердце?» А королевич сказал на это: «Разве вы мои родители? Когда я нуждался в вашей любви и поддержке, вас никогда не было рядом. Я решил сломать все свои игрушки, порвать книжки и одежду, что бы вы почувствовали, увидели, услышали, как мне плохо без вас. Но вы купили мне куклу, которая улыбалась и заменила вашу любовь. Тогда я решил сломать эту куклу, чтобы вы поняли, как я одинок и нуждаюсь в вашем понимании. Но вы купили мне куклу, которая стала беседовать со мной и заменила вашу доброту. Тогда я сломал эту куклу, чтобы донести до вас, как я несчастен! Но вы купили мне игрушечное королевство, которое заменило вас. Я вырос среди кукол, они научили меня всему, но у них нет сердца. И они не могли научить меня любви, доброте, сочувствию. Вы хотите от меня того, чему не научили. Уходите».

И король с королевой, горько плача, покинули королевство, и ушли жить на необитаемый остров. Прошло три года. И вот однажды к их дому подошел дряхлые старик со старухой, и попросили переночевать. Король с королевой так обрадовались неожиданным гостям, что даже не удивились, откуда на необитаемом острове люди. После того как гостьи поели и отдохнули, король стал расспрашивать стариков о том, кто они и откуда. И старик поведал печальную историю своей жизни. Когда-то они стали правителями одной волшебной страны. У них был сын. Но они были всегда очень заняты, и сын рос в окружении бездушных волшебных игрушек, которых заказывали для него. И когда их сын вырос, то стал злым и жестоким и прогнал старика со старухой на необитаемый остров.

Так они тут и живут уже много лет. И, наконец, они решились перед смертью найти своего сына и попросить прощения, что не смогли дать любовь и заботы. А потом пусть он их убьет, это лучше, чем изгнание и одиночество. И чем дальше старик рассказывал, тем больше казалось королю, что он знает этих стариков. И когда старик закончил рассказ, то король упал перед ним на колени и громко зарыдал: «Это же я твой сын. Это я выгнал вас из дома. Прости меня, я был жесток, потому что был очень несчастен. Я успел все это позабыть. Но я наказан и сам. У меня тоже есть сын. И я так же не сумел быть рядом, пока он рос. А когда вырос, то прогнал нас королевой, так же, как когда-то я прогнал вас». Так они плакали и просили прощения друг у друга. И им не было стыдно и неудобно (ну все знают, как это бывает). И с каждой слезой и словом прощение из их сердец вытекала обида, злость и страх. И сердца наполнялись любовью, добротой и сочувствием друг к другу.

Когда все успокоились, то стали думать, как спасти королевича. Как исправить свою ошибку и уберечь от подобной судьбы, научить любви, добру, состраданию…».

У этой сказки может быть хороший конец. Страна-то не зря волшебная. Но это уже совсем другая история, даже может быть кого-то из знакомых.

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак эмоционального внутреннего неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать агрессивное ответное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы, про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий.

Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

• Когда это началось?

• Как ребёнок проявляет агрессию?

• В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?

• Что явилось причиной агрессивности?

• Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?

• Что на самом деле хочет ребёнок?

• Чем вы реально можете ему помочь?

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.

Памятки для родителей

Если ребенок агрессивен…

• Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

• Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем (чем) привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные и близкие ребенка не должны проявлять агрессию.

• Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.

• Гасите конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло.

• Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.

• Расширяйте кругозор ребенка.

• Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость.

• Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на этом внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно…

Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть

у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – сделайте это только если поступок повторится.

Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение – это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.

Список используемой литературы:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. – М., 1986.

2. Бютнер Крипиан. Жизнь с агрессивными детьми. – М. : Педагогика, 1991.

3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – С-Пб., 1997.

4. Изард К. Э. Психология эмоций. – С-Пб. : Питер, 1999.

5. Китаев-Смык А. А. Психология стресса. – М. : Наука, 1983.

Публикации по теме:

Некоторые принципы общения с агрессивными детьми. Некоторые принципы общения с агрессивными детьми. • Помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления.

Ссылки. Если ребенку трудно учиться ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ[cut=Читать далее. ]http://www.zrpress.ru/2002/097/p012.htm "Если ребенок не тянет учебу, нельзя его за это ругать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Причины агрессивности школьников
Опубликовано: 3 июля 2013 в 10:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Причины агрессивности школьников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Григорьевна Прохорова (УИ 113433) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД