Егорова Юлия
Презентация «Взгляд на понятие «одаренность» Л. С. Выгодского»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Взгляд на понятие «одаренность» Л. С. Выгодского
Слайд 2
Лев Выготский, биография которого началась в благополучной еврейской семье в городе Орше, появился на свет 17 ноября 1896 года.
Родители Льва были образованными и обеспеченными людьми. Мама работала учительницей, отец был купцом. В семье Лев был вторым из восьми детей. Детство Льва было вполне благополучным, мама все свое время посвящала детям. Родители одобряли тягу сына к обучению.
Слайд 3
Публикация «Презентация „Взгляд на понятие „одаренность“ Л, С, Выгодского“» размещена в разделах
Лев Семенович Выгодский формировался под влиянием учителя, а также брата Давида. Он с детства увлекался литературой и философией. Его любимым философом стал Бенедикт Спиноза, и это увлечение ученый пронес через всю жизнь.
Слайд 4
Он окончил одновременно два факультета московского вуза (МГУ и Народный университет Шанявского) : юридический и историко-филологический.
Слайд 5
Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований:
• сравнение взрослых и детей;
• сравнение современного человека и древнего;
• сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями.
Слад 6
Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.
Так Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении.
Слайд 7
Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.
Слайд 8
Несмотря на то, что общество всегда нуждалось в творческих людях, исследования по психологии талантов и способностей начали появляться лишь с середины XX века, чему способствовало накопление в психологии данных о природе таланта и условий, обеспечивающих его развитие.
Слайд 9 Сущность определения «одаренность» по Л. С. Выгодскому
Одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующей при ее отсутствии.
Рассмотрим, как раскрывается понятие «одаренность» через понятие «задатки» и «возможность».
В работах по педагогической психологии Л. С. Выгодский при рассмотрении повышенного уровня способностей исходил из положения, что обучение опережает развитие и развивающим является только такое обучение, которое опирается на зону ближайшего развития. Развитие должно осуществляться и с учетом наследственных предпосылок. Поэтому Л. С. Выгодский рассматривает одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирует при ее отсутствии.
Слайд 10
Выгодский Л. С. изучал работы своих современников: Зигмунда Фрейда, Жана Пиаже, Марии Монтессори. Он занимался исследование того, как увеличить вовлеченность детей в процесс обучения новым знаниям. Исследование Выгодского показало, что в группе детей одного уровня развития некоторые дети обучаются с небольшой помощью, в то время как другие делаю это сасостоятельно.
Слайд 11
Выгодский Л. С., Лурия А. Р. придерживались мнения о том, что для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатом.
Благодаря погружению ребенка в культуру и культурную среду он получает возможность глубже осознавать и развивать свои интересы. Основная доминанта такого подхода – формирование культурной одаренности ребенка. Культурная одаренность «заключается, прежде всего, в том, чтобы имея от природы средние или не высокие задатки, достигать с помощью их рационального использования таких результатов, каких другой, культурно неразвитый человек, может достигнуть только с помощью натуральных задатков, значительно более сильных.
Слайд 12
Выгодский Л. С. полагает, что признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдений за характером его действий.
Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.
Слайд 13
Разрабатывая представления Л. С. Выгодский, Л. А. Венгер и О. М. Дьяченко раскрывают структуру умственной одаренности у детей дошкольного возраста на основе анализа специфики и уровня развития трех основных компонентов: познавательной мотивации, умственных способностей и специфически дошкольных видов деятельности (игра, продуктивные виды деятельности, в которых ребенок может реализовать свои возможности как субъект.
Слайд 14
Позиция Л. С. Вышодского находит свое развитие в современных исследованиях, рассматривающих в совокупности природных задатков одно из условий формирования способностей.
Выдающийся ученый Выготский Лев Семенович, основные труды которого входят в золотой фонд мировой психологии, многое успел за свою короткую жизнь. Он заложил базу многих последующих направлений в педагогике и психологии, некоторые из его идей еще ждут своего развития. Психолог Лев Выготский принадлежал к плеяде выдающихся русских ученых, которые сочетали в себе эрудированность, блестящие риторические способности и глубокие научные знания.