Зинаида Елина
Самоанализ образовательной деятельности «У бабушки в деревне» (для слепых и слабовидящих детей 1 младшей группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Для образовательной деятельности в работе с детьми я выбрала тему: «Домашние животные» выстроила с учетом принципа интеграции образовательных областей. Использование средств одной образовательной области «Познание», для решения задач других областей: «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка». Постановка целей по реализации непосредственно-образовательной деятельности осуществлялась с учетом специфики и возможностей образовательных областей, в соответствии с программными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей (на основе новых федеральных государственных требований).
Публикация «Самоанализ образовательной деятельности „У бабушки в деревне“ (для слепых и слабовидящих детей 1 младшей группы)» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Самоанализ
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Основная цель представленного мероприятия: расширение познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством создания поисковых задач.
Перед занятием мной была проведена предварительная работа в полном объеме:
- Просмотр мультфильмов из цикла: «Домашние животные».
-Прослушивали аудио записи с голосами домашних животных, обследовали и рассматривали игрушки, собака, корова, кошка,
-Прослушивание мультимедийного приложения к занятию «У бабушки в деревне»;
-Работа над развитием артикуляционного аппарата; играли в дидактическую игру «Узнай по голосу животное»,
-подвижную игру «Пришла корова».
-Предварительная работа проводилась с целью ознакомления детей с домашними животными.
Каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
Развитие слепых детей должно быть направлено на развитие компенсаторных процессов (сохранные процессы; слуховой анализатор и осязательный). Поэтому занятие проводилось с привлечением сохранных анализаторов: осязательно – двигательный анализатор: тактильная чувствительность;
-мелкая моторика (сила удержания);
-точность мелких движений (сила рук ослаблена и при этом руки постоянно в поиске, нужно найти мелкие детали);
-наличие поисковых и прослеживающих движений руки (с помощью тактильной чувствительности на ощупь обследуют);
- развитие обонятельной чувствительности: мы использовали различение натуральные фрукты основных запахов (подносили фрукты, соотнесение запахов и их источников, (некоторые фрукты определяли по запаху, делали выбор из фруктов);
-слуховой анализатор: развивался в соотнесение звуковых сигналов к источникам звука (по звуковому сигналу определяли вид транспорт); соотнесение звука с действием (если услышат самолет; говорили действие – летит);
- узнавали и различали по голосам домашних животных (определяем животных по звуподражанию).
Цель непосредственной образовательной деятельности, которая была поставлена мной, полностью достигнута. На занятие преобладала речь воспитателя в силу физиологических особенностей детей. При подборе методов и приемов учитывала психофизические возможности детей.
Для психического развития слепых и слабовидящих детей большое значение имеет организация их деятельности. Занятие составлено на основе интеграции всех образовательных областей. Психологическая дистанция между воспитателем и детьми – «вместе». Мной использовались различные методы и приемы такие как: эмоциональной активности, слуховой метод, повышенной познавательной активности, наглядный метод,
Данные методы я старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы.
Из основных приёмов, используемых в дошкольной педагогике, мною были отобраны : воображаемая ситуация, постановка вопроса; слуховое восприятие, беседа, совместные действия, объяснение, показ практических действий, совместные действия, показ с называнием, прием сравнивания.
Формы работы мной была выбрана:
-Словесная;
-Игра (разные этапы игры со сменой положения, переходом от одного объекта к другому.)
-Взаимодействие педагог – ребенок; ребенок – дети.
-Внимание уделено каждому ребенку: одобряла, хвалила, помогала.
Характеристика условий проведения занятия:
На этапе дошкольного детства очень важным является развитие образных форм познания окружающего мира: восприятия, образного мышления, воображения.
Поэтому вводная часть состояла из организационного момента и создания игровой ситуации, предполагающей переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. На данном этапе был использован метод повышения эмоциональной активности – воображаемая ситуация, целью которого было воспитание эмоциональной отзывчивости, желания прийти на помощь нуждающимся. Словесный метод предназначен для активизации словаря детей.
В ходе основной части занятия обучение строилось в форме увлекательной проблемно-игровой деятельности. Находясь в гостях у бабушки, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и позволила сохранить интерес на протяжении всего занятия.
Заключительная работа в основной части занятия была направлена на закрепление знаний в области «Социализация» и способствовала созданию у детей положительных эмоций.
Непосредственно образовательная деятельность проходила в игровой форме. На занятии были использованы здоровье - сберегающие технологии, такие как пальчиковая гимнастика, подвижная игра. Мной был подобран материал, и оборудование в соответствии с возрастом детей, с учетом их возрастных, психофизических, речевых особенностей и возможностей. Средства обучения в основном использованы наглядно - действенные. Дифференцированный подход к детям заключался в разделении детей на две подгруппы (слепые и слабовидящие дети).
Характеристика деятельности детей : занятия проводилось в соответствии с учетом индивидуальных особенностей, возможностей (слепые и слабовидящие, структуры дефекта детей. Дети были активны, эмоциональны, подвижны. Предложенный материал воспринимали с удовольствием и интересом.
Психологическая оценка занятий: В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над звукоподражанием, наглядно - действенное мышление, зрительное восприятие (через сюжетную картинку, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. Как необходимый элемент занятия, мною в основном использовались задания на развитие тактильных ощущений. Для достижения оптимального результата занятия, я ввела приёмы, повышающие мотивацию (сюрпризные моменты появление игрушек собаки, кошки и коровы, старалась поддерживать интерес к занятию за счёт смены деятельности детей.
Цель занятия была направлена на закрепление умений выделять из окружающей среды живое – собаку, кошку, корову.
Тип занятия:
Обобщение и закрепление пройденного материала по развитию речи по теме: «Домашние животные».
Вывод: мероприятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей : Использование средств одной образовательной области «Познание», для решения задач других областей: «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка». И предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.
В ходе занятия я почувствовала, что дети ориентированы на общение с педагогом и друг с другом: они слышат педагога. Такая организация занятия повысила их внимание и активность.
Постоянно поощрялась инициатива и самостоятельность детей, их индивидуальные достижения, обращалось внимание на качество речи воспитанников.
Использовались методы и приемы игрового, индивидуализированного, диалогового обучения и воспитания.
Структура занятия исключает утомленность и перегрузки детей.
На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.
Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками.
Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Поставленные задачи полностью реализованы.
Дети с удовольствием выполняли все предложенные задания.