татьяна загороднева
Социальный проект «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель проекта «Покормите птиц зимой» Татьяна Игоревна Загороднева – воспитатель МБДОУ детский сад «Солнышко» г Котовска Тамбовской области
Паспорт проекта :
Тип проекта : практико-ориентированный
Срок реализации: 3,5 месяца
По количеству участников: групповой
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатель
Место проведения: МБДОУ ЦРР – детский сад «Солнышко» города Котовска Тамбовской области
Актуальность проекта :
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи для них становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.
Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема:
Если численность птиц в зимнее время в результате нехватки корма сокращается, то летом увеличивается количество насекомых, в том числе и вредных, которые наносят урон нашим садам, огородам, лесам.
Гипотеза проекта :
Если в течение зимних холодов постоянно подкармливать птиц, то до весны доживут многие и станут приносить больше пользы, спасать деревья и кустарники от нашествия насекомых, чаще будут радовать нас своей красотой и пением.
Цель проекта :
Формирование и расширение знаний детей 2-3 лет об окружающем мире (о живой природе, в том числе и о птицах).
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
4. Научить детей правильно их подкармливать.
План реализации проекта
1 этап - Подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта :
Обсуждение цели и задач проекта с родителями воспитанников.
Подбор познавательной, художественной литературы.
Проведение родительского собрания на тему «Поможем перезимовать», раздача буклетов родителям.
Изготовление плаката, стенгазеты.
Распространение листовок в группах детского сада.
Выставка рисунков на тему: «Зимующие птицы»
2 этап - Основной (практическая часть)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и примов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Беседа о птицах, рассматривание картинок;
Наблюдение за птицами на прогулке и из окна группы.
Чтение литературы о птицах (потешки, стихи, загадки и т. д.).
Лепка «Подкормим голодающих птиц».
Просмотр видеофильма о правильной подкормке птиц.
Аппликация «Гости кормушки».
3 этап – заключительный
Подведение итогов
Оформление презентации
Участие в конкурсе ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский» в 2018-2019гг.
Принципы взаимодействия воспитателя с родителями.
• Умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
• Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;
• Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме;
• Проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями;
• Общение педагога с родителями – пример для подражания воспитанников.
Практическая значимость проекта :
Продукты проекта можно рассматривать с детьми, обсуждать затронутые проблемные вопросы, проживать этапы деятельности, внося свое виденье ситуации. В этом случае презентация к проекту может стать мотиватором к собственной деятельности детей. Для взрослой аудитории это системный, спланированный, наглядный материал для организации учебного процесса.
Продукты проекта :
Кормушки, листовки, плакат; стенгазета; буклеты.
Содержание работы в процессе реализации проекта :
1. Беседы с детьми на темы:
• «Что ты знаешь о птицах?»
• «Как живут наши пернатые друзья зимой»
• «Кто заботится о птицах»
• «Пользу или вред приносят птицы?»
• «Меню птиц»
2. Наблюдения с детьми
• Наблюдение за синицей, вороной, воробьем, галкой, голубем, сорокой.
• Установка кормушек, регулярная подкормка птиц.
• Наблюдение за тем, какие птицы прилетают на кормушки
3. Трудовая деятельность
• изготовление кормушек (родителями воспитанников)
• чистка кормушек (детьми и воспитателем группы «Карапузики»)
• подкормка птиц (детьми и воспитателем группы «Карапузики»)
4. Игровая деятельность в процессе режимных моментов.
• Дидактические игры: «Один-много», "Угадай птицу по описанию", «Узнай по голосу», «Что едят птицы».
• Настольные игры: Разрезные картинки на тему «Птицы»
• Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Угадай, кто кричит», «Воробьи и кот», «Мы птички», «Найди синичку», «Сорока-сорока», «Вороны и воробьи», «Кто как разговаривает».
На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети первой младшей группы «Карапузики» узнали, какие птицы являются перелетными ( например: ласточки, жаворонки, скворцы, дикие утки, а какие зимующие ( например: сороки, галки, вороны, поползни, дятлы, сойки, которые остаются зимовать в г. Котовске.
Открытием для детей было то, что когда ночная температура падает до –10°С и ниже, птицы за ночь теряют до 10% собственного веса!
Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм.
Но бывает, что к нему не добраться — естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой.
И помочь птицам выжить могут только люди!
Итогом занятия по окружающему миру, было совместное решение (мое и детей, подкармливать зимующих птиц на территории нашего детского сада.
И тогда на родительском собрании мы обратились за помощью к родителям воспитанников группы «Карапузики» с просьбой изготовить кормушки для подкормки птиц, а также им были розданы буклеты с призывом покормить зимующих птиц.
В раздевалке группы «Карапузики» на информационном стенде в рубрике «для родителей» также был вывешен список художественных произведений о птицах, которые можно почитать с детьми 2-3х лет:
1. Русский фольклор «Наши уточки с утра», «Сорока-сорока».
2. А. Барто «Кто как кричит».
3. С. Маршак «Где обедал воробей».
4. К. Ушинский «Уточки».
5. М. Зощенко «Умная птичка».
6. Л. Толстой «Птица свила гнездо», «У Вари был чиж».
Чтобы привлечь внимание взрослых мы с детьми нарисовали плакат и повесили его в раздевалке. И родители с радостью откликнулись на нашу просьбу.
Родители воспитанников группы «Карапузики» изготовили 4 кормушки (2 из дерева, 1 из металла, 1 из пластмассы) которые мы вместе с детьми вывесили на участке нашей группы
На прогулке мы вместе с детьми рассмотрели кормушки. Дети узнали, что кормушки нужно держать в чистоте, что неправильной подкормкой можно навредить птицам
На занятии по лепке мы с детьми решили поиграть в игру «Подкормим голодающих птиц». Посмотрев документальное видео о правильной подкормке птиц, мы выяснили, чем питаются птицы, а также что птиц нужно не кормить, а именно подкармливать, чтобы они, привыкая к «даровому» угощению, не разучились самостоятельно собирать корм.
В раздевалках других групп мы вместе с малышами распространили листовки с просьбой к детям и взрослым помочь голодающим птицам.
Дети, родители воспитанников и воспитатели других групп с радостью откликнулись на нашу просьбу и развесили кормушки на прогулочных участках своих групп.
Ежедневно мы с детьми стали насыпать в кормушки корм, который дети приносили для птиц в детский сад.
На занятии по изодеятельности мы с детьми решили изобразить птиц, которых видели на прогулке около кормушек. И устроить в раздевалке нашей группы выставку рисунков на тему «Зимующие птицы».
Дети с удовольствием слушали стихотворения и загадки про птиц
Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка Звать её. (синичка)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой —
Всё равно он будет мой! (дятел)
Как трещотка
Птица эта,
Одного с берёзой
Цвета. (сорока)
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы выжили!
— Мы живы, живы мы! (В. Берестов)
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь. (Т. Зайцева)
Дети приносили из дома для подкормки птиц нежареные семена подсолнечника, тыквы, пшенную, рисовую, гречневую крупу, несоленое сало, кедровые орешки, отварной картофель, вареные яйца, пшеничный хлеб.
Полакомиться кормом прилетали голуби, синицы, воробьи, галки и даже гордые вороны, которые первое время долго не осмеливались подлетать к кормушке и сидели высоко на дереве. А вот сороку мы несколько раз видели на прогулочном участке группы, но от людей она держалась в стороне. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы рассмотрели картинки с вышеперечисленными птицами и подробнее с ними познакомились.
Воробей
Оседлый вид птиц, живут повсюду в Тамбовской области.
Ведут стайный образ жизни. Очень хорошо приспособились
к обитанию в близости человеческого жилья и хозяйственных
построек. Зимой нуждаются в подкормке. Птицы зерноядные, но могут питаться пищевыми отходами. Они очень хитры,
осторожны и умеют предупреждать друг друга об опасности.
Синица
Оседлый вид птиц. Населяют различные типы лесов
Тамбовской области, обычный обитатель населенных пунктов.
Немало синиц гибнет зимой.
Их необходимо подкармливать в зимний период.
Голубь
Сизый голубь обитает в населенных пунктах рядом
с человеческим жильем.
В дикой природе сизый голубь обычно селится
на прибрежных скалах, в горных ущельях. Их потомки легко
приспособились к жизни возле человеческого жилья,
поскольку каменные постройки напоминают природные места обитания, а пищевые отходы служат надёжной кормовой базой в любое время года
Галка
Очень многочисленный и распространенный вид
в Тамбовской области. Ведет стайный образ жизни.
Зимой объединяются в большие стаи и ночуют вместе
с серыми воронами, прижавшись друг к другу.
Птица всеядна. В пригородах выполняют
роль санитаров, подбирая пищевой мусор.
Ворона
Оседлая птица, но иногда совершают перелеты на зимовку
ближе к югу. А вот старые птицы остаются на месте
в течение всего года. Населяют окраины лесов,
рощи, города и поселки. Птица всеядна.
Зимой кормятся на помойках и свалках пищевыми остатками.
СОРОКА
Оседлый, хорошо приспособившийся к жизни вид.
Селится даже в центре города. Зимний голод и холод
заставляет эту осторожную птицу жаться ближе
к жилью человека. Посещает свалки, мусорные контейнеры
- те места, где можно найти пищевые отходы.
Зимой ведут одиночный образ жизни.
Наблюдая за птицами, вместе с детьми, мы заметили, что те кормушки, где насыпан пшеничный хлеб и семена подсолнуха, они посещают в первую очередь.
Мы вместе с детьми решили понаблюдать за одной из кормушек, насыпая туда каждый день разный вид корма, и занести свои наблюдения в дневник.
Дата Вид корма Виды птиц, посещавших кормушку
26.11.18г семена подсолнуха голуби, синицы, воробьи, галки
27.11.18г пшеничный хлеб голуби, синицы, воробьи, галки, вороны
28.11.18г пшенная крупа голуби, синицы, воробьи
29.11.18г несоленое сало синицы
30.11.18г рисовая крупа голуби, синицы, воробьи
03.12.18г гречневая крупа голуби, синицы, воробьи
04.12.18г кедровые орехи голуби, синицы, воробьи
Вместе с детьми мы сделали стенгазету (и разместили ее в раздевалке нашей группы, где обозначили главные правила при подкормке птиц :
- нельзя кормить птиц солёными продуктами, ржаным хлебом (это смертельно опасно для них);
- если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм;
- кормушка должна быть удобной и безопасной для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв);
- по возможности корм должен быть защищён от непогоды;
- кормушку необходимо регулярно чистить.
Недопустимо скармливать любые солёные, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен ржаной хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны, кожуру бананов, пряности.
Для подкормки вы можете использовать:
- нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли;
- шишки, жёлуди, орехи;
- пшено, просо, овёс, пшеница;
- пучки сорных трав – лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т. д.
- гроздья ягод калины, рябины, чёрной и красной бузины;
- крошки чёрствого, пшеничного хлеба;
- семена клёна и ясени;
- кусочки несолёного сала, мяса и жира;
- яблоки.
Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать ещё с лета, заготавливая корм.
Также в стенгазете мы разместили стихи о птицах и дневник наблюдений за ними, который еженедельно меняли.
Мы вместе с детьми ежедневно после прогулки обсуждали каких птиц сегодня видели и прикрепляли (с помощью взрослого) им метку в данный день.
На занятии по ознакомлению с окружающим миром мы обсудили с детьми вопрос «Пользу или вред приносят птицы?» и выяснили, что птицы полезные, их нужно оберегать. Дети узнали, что существует Союз охраны птиц, который каждый год выбирает птицу года. В 2019 году – это перелетная птица семейства голубиных – обыкновенная горлица.
На занятии по развитию речи мы с детьми разучили несколько потешек-закличек про птиц :
Синички-сестрички,
Чечетки-тетки,
Кулички-мужички,
Скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
Во время прогулки мы вместе с детьми играли в игры: «Воробушки и автомобиль», «Угадай, кто кричит», «Воробьи и кот», «Мы птички», «Найди синичку», «Сорока-сорока», «Вороны и воробьи», «Кто как разговаривает».
Приходя в детский сад после выходного дня, мы вместе с детьми видели, что птицы запомнили место подкормки и оставили в пустых кормушках свои следы на снегу.
Результатом нашей работы стало то, что дети сами напоминали взрослым о подкормке птиц, не давая им оставаться голодными.
ВЫВОД. В результате реализации проекта :
• Созданы необходимые условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• У детей совместно с родителями появилось желание помогать птицам в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Созданы условия для развития творческих способностей детей, их познавательной активности, коммуникативных навыков.
Информационные источники:
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
2. Бутырина Н. М., Боруха С. Ю, Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М, 2004.
3. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
4. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования/Научн. рук. Л. А. Парамонова. -5-е изд. перераб. –М. : ТЦ Сфера, 2017. –с. 31, 32.
5. Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2015. - с. 22, 33.
6. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: Методическое пособие / Под ред. Парамоновой Л. А. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – с. 311, 320.
7. Энциклопедия детского фольклора. – М. : «Белый город», 2008. – с. 78, 119,120.
8. https://homester.com.ua/dacha-sad/dom/soveti-po-podkormke-ptic-zimoy.