Гусенкова Лариса Николаевна
Роль пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ
▼ Скачать
СЛАЙД 2 ЦЕЛЬ: развивать мелкую моторику пальцев рук посредством пальчикового театра.
Слайд 3
Задачи1. Развивать у детей с ОВЗ двигательную, зрительную и слуховую координацию.
2. Обогатить пассивный и активный словарь
3. Расширять интерес детей к активному участию в театрализованных играх.
Слайд 4
Публикация «Роль пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Наш центр посещают дети с ОВЗ и дети инвалиды. Для адаптации и социализации воспитанников в обществе я использую разные методы и приёмы. Одним из таких методов является театрализованная деятельность, а частности пальчиковый театр.
Пальчиковый театр в работе с детьми, имеющие особенности развития – это отличный способ организовать их досуг. Так как пальчиковый театр не просто игра, а ещё и эффективный способ для коррекционного развития и воспитания ребёнка. При помощи фигурок пальчикового театра перед детьми с ОВЗ открывается удивительный мир сказки. Пальчиковый театр учит детей : координировать движения рук, глаз. Знакомит ребёнка с такими понятиями, как форма, цвет, размер. Помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.). Развивает воображение, память, мышление и внимание. Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Участвуя в пальчиковом театре и разыгрывая разнообразные сказки, дети испытывают положительные эмоции. Формируются творческие и артистические способности.
Слайд 5
Пальчиковый театр в нашей группе является частью большого театрального уголка
Слайд 6
Виды театра : В уголке есть следующие виды театра : пальчиковый театр, шагающий театр, настольный театр, вязаный театр крючком, театр на фланелеграфе, театр фигурок на палочке.
Слайд 7
Пальчиковый театр – это набор фигурок персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные персонажи наших любимых сказок, или какие – то предметы для инсценировки сказки. Ребёнок одевает любого персонажа себе на пальчик и играет, благодаря действиям с фигурками у детей с ОВЗ формируются тонкие движения пальцев, их точная и скоординированная работа. Воспитаннику сначала трудно управлять фигуркой, но потренировавшись, они с удовольствием превращаются в артистов. Выбирая фигурки для игры в театр, дети ориентируются на их размер (большой – маленький, длинный – короткий, на цвет (желтая репка, зеленая трава и т. д.) Изучают счет, например в сказке «Теремок» : стали жить мышка, лягушка – их стало двое и т. д. Учатся выражать голосом эмоциональное состояние персонажа (сердится, радуется и т. д.). Выступая перед публикой, дети с ОВЗ приобретают уверенность в себе.
Слайд 8 Шагающий театр : это фигурки очень просты в игре. Фигурки – куклы можно снимать – одевать на пальчики. Ими легко управлять. Достаточно просто надеть героя сказки на пальчики воспитанника в специально вырезанные дырочки и фигурка шагает. Именно такие игры нравятся детям, так как они могут вволю фантазировать, импровизировать, принимать участие в театральном действии вместе с другими ребятами.
Слайд 9
Настольный театр – это театр, где фигурки чем – то напоминают маленьких матрешек. Персонажи на поверхности стола обретают некоторую свободу движений. Фигурки могут передвигаться по всей поверхности стола. Здесь можно сразу поручить, воспитаннику водить фигурку. Действия персонажа могут имитировать практически все дети, даже ребёнок с физическими проблемами. Он пробует, на что способен: стучит фигуркой по столу, передвигает её, повторяет звуки, слова, словосочетания за мной. Настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз, использовать обе руки для манипулирования предметами.
Слайд 10
Пальчиковый вязаный театр. Вязаные фигурки выглядят «живыми», они очень мягкие и приятные тактильно. Сжимая в руках вязаную фигурку, воспитанник массирует пальчики (теплой ребристой поверхностью) снимая эмоциональное напряжение, тренирует кисть руки, что очень важно для формирования речи и мышления.
Слайд 11. Театр на фланелеграфе это отличный способ организовать досуг детей. Этот вид театра включает в себя исполнение сказок, потешек с одновременным выкладыванием фигурок на фланелеграфе в соответствии с сюжетом. С ребятами мы любим, обыгрывать потешки, показывать сказки, учимся сами придумывать истории. Дети с увлечением участвуют в постановках, им нравится переставлять, передвигать фигурки - героев под мой рассказ, а иногда и так как им захочется. Передвигая фигурку в центр, вверх, вниз, определяя нужное место по сюжету сказки, ребёнок учится ориентироваться в пространстве. Такой досуг обеспечивает детям с ОВЗ положительные эмоции, развивают мелкую моторику рук и сенсорное восприятие, развивает внимание, память, речь, воображение.
Слайд 12 Пальчиковый театр с фигурками на палочках. Этот вид театра сделала своими руками из бросового материала. Мне понадобились палочки для суши, картинки героев сказок взяла из интернета, наклеила на картон, закрепила на палочки и театр готов. Такой театр у меня в группе пользуется большой популярностью среди детей, так как он позволяет играть не только за ширмой, но и свободно передвигаться по группе. Фигурка на палочке, палочка в руке – этот принцип помогает детям освоить приём захвата и удерживания предметов, развивает координацию движения.
слайд 13
этапы работы 1 подготовительный, 2 основной, 3 заключительный
слайд 14
На первом этапе работы с пальчиковым театром я знакомлю детей с русскими народными сказками, потешками, которые будем обыгрывать. Рассматриваем иллюстрации, знакомимся с героями сказки, определяем характер героя, его внешний вид, т. е привлекаю внимание детей (слуховое и зрительное) к действиям героев, к не сложному сюжету театрального действия. Знакомлю, деток с театральными фигурками. Подбираем совместно с воспитанниками фигурки героев к данной сказке или потешке. Они их трогают, рассматривают со всех сторон и пробуют надевать персонажи на пальцы. Сначала я сама показываю способ управления фигурами, как играть одной рукой, двигать ею, чтобы пальчиковые персонажи оживали, привлекаю детей к проговариванию отдельных слов, словосочетаний из знакомой сказки. Далее разыгрываю перед детьми сказку.
Слайд 15. На втором этапе: Предлагаю воспитанникам пальчиковые игры, которые активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываю у детей ловкость, умение управлять своими движениями. Дети учатся выполнять несложные упражнения, такие как сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Все движения пальцев и рук выполняю медленно. Текст пальчиковых игр и упражнений проговариваю выразительно, движения выполняю синхронно с текстом. Побуждаю детей вместе со мной проговаривать текст и выполнять движения.
На сегодняшний день придумано множество пальчиковых игр и упражнений, которые помогут ребёнку повторять движения за взрослым.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем. «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно - указательный, средний и т. д.
Слайд 16, 17. Третий этап
Разыгрываем отдельные эпизоды по сказкам. Даю воспитаннику небольшую роль и сама её озвучиваю. Ребенок же должен только действовать фигуркой персонажа, контролировать движения своих рук, положение пальцев, и выполнять движение в соответствии с текстом, произносимым мной.
Побуждаю детей выбрать себе роль и самостоятельно озвучить. При распределения роли учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника, а также их речевые возможности. Если ребёнок владеет речью, то текст его роли не сложный, легко запоминающий. Для плохо говорящих детей подбираю роль, где они проговаривают некоторые фразы, звуки, изображают жестами, мимикой действия персонажей.
Например, в сказке «Репка» «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы. В процессе таких игр, действуя вместе со мной и подражая мне, воспитанник учится понимать и использовать язык жестов и мимики.
Слайд 18
Эффективность: На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что пальчиковый театр является эффективным методом развития мелкой моторики пальцев рук. В начале курса реабилитации и по её завершению мною проводилась диагностика. Диагностика на начало реабилитации показала, что у многих воспитанников отмечается недостаточность двигательных навыков. Дети испытывали трудности при переключении с одного движения на другое, не умели координировать работу обеих рук, сочетать их движения, затруднялись согласовывать движения со словами. Озвучивая роль, ребенок не четко проговорил слова, не передавал эмоции характерные для героя сказки. Интерес детей к участию в театрализованных играх был не значителен.
Слайд 19 Заключительная диагностика выявила, что показатели у воспитанников выросли. Дети с ОВЗ стали более внимательны, запоминают определённые положения пальцев рук, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. У воспитанников улучшилась диалогическая речь, значительно расширился словарный запас. Дети с большим удовольствием стали играть в театр.
Слайд 20
Таким образом, использование пальчикового театра в работе с детьми ОВЗ и детьми инвалидами, способствует их общему развитию, совершенствует мелкую моторику пальцев и кистей рук, развивает речь, способствует раскрытию потенциала, психологическому раскрепощению. Развивает фантазию, воображение. Приобретенный опыт в театрализованной деятельности позволяет детям применять его и в самостоятельной жизни.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем их жизнь интересной и содержательной