Татьяна Ильина
Разные формы работы по организации двигательной активности в режиме дня
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. (слайд2)
Утренняя гимнастика
Организация утренней гимнастики направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Она проводится утром ежедневно в помещении или на воздухе летом 6-8 мин. Содержание утренней гимнастики в младшей группе составляют в основном общеразвивающие упражнения, соответствующие возрасту детей, знакомые им. Применяются на утренней гимнастике и различные пособия: кубики, флажки, ленты, мячи, что способствует повышению степени двигательной активности детей. Утренняя гимнастика проводится в игровой форме, включающая в себя общеразвивающие упражнения имитационного характера («снежинки кружатся», «птички летают»ит. п.). Комплексы гимнастики в старшей группе включают различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания); общеразвивающие упражнения с предметами (кубики, мячи, кегли, палки, верёвочки и т. д.) и без них; подвижные игры малой и средней активности, эстафеты. Утренняя гимнастика проводится 8-10 мин. Их многофункциональность способствует оздоровлению организма, развивает силы мышц, подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.
Темочки:
(слайды 3,4)
Физкультминутки
Физкультминутки на занятиях умственной деятельностью применяются как в младших группах, так и в старших с целью предупреждения утомления на занятии, связанном с длительным сидением в однообразной позе, требующем сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей. Длительность её составляет, примерно, 2 – 3 мин. Для проведения физкультминуток в старших группах используются разные формы: упражнения общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, ног, туловища, движения, сопровождаемые речью («Мы листики осенние на веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Летели. Летели, на землю сели.», в младших группах-имитационные движения (показать, как «кошка умывается», как «зайчик прячется, прислушивается» и т. п., игровые упражнения («Зайка серенький сидит…»). (слайды 5,6)
Взбадривающая гимнастика
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений стопы. В младшей группе используется в основном гимнастика игрового характера, состоящую из 4 -5 имитационных упражнений 5-7 мин. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («дерево», «петух», «гуси полетели», «поезд», «каша кипит» и др.). Гимнастика пробуждения в старшей группе 2-3 минуты (потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики). Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки 2-3 минуты (ходьба на носках, пятках, с высоким подниманием колен, ходьба по массажным дорожкам и т. д). В дополнение к дыхательной гимнастике проводим ходьбу по массажным дорожкам, состоящим из предметов, способствующих массажу стопы: коврики с нашитыми пуговицами, крышками. (слайды 7,8)
Пальчиковая гимнастика
Отдельным направлением в сенсорном воспитании является развитие у детей мелкой моторики – движений кистей и пальцев рук. Упражнения пальчиковой гимнастики стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика-это тренировка тонких движений пальцев и кистей рук.
Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи и обеспечивает подготовку руки к письму. Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики проводят в течении 5-7 мин. Все упражнения пальчиковой гимнастики делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четком произнесением текста. Повторять такие упражнения нужно как можно чаще. В младших группах хорошо использовать игры с прищепками, расстёгивание-застегивание пуговиц, замков-это все можно сделать в виде панно. Начиная со средней группы можно использовать игры с крупами (фасолью, рисование на манке, нанизывание на веревочку бусинок и т. д.
Пальчиковую гимнастику можно проводить после гимнастики после сна, на физкультурных занятиях, в динамических паузах между занятиями, индивидуальных занятиях, самостоятельной деятельности. Также с использованием массажных мячиков. Можно использовать как традиционные, так и инновационные технологии. К традиционным относим пальчиковые игры с речевым сопровождением, инновационным - Су – Джок терапия. (слайды 9,10)
Достоинства Су - Джок терапии (слайд 11)
Развитие мелкой моторики у детей (слайд 12)
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях.
Цель проведения – предупреждение зрительного утомления у детей во время занятий.
Условия проведения. Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз. Для поддержания интереса детей в младшей группе используются гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д., которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз в старшей группе проводят в течение 3-5 минут. Он состоит из 3-5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. (слайды 13,14)
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика способствует оздоровлению всего организма, развивает носовое дыхание, улучшает кровоснабжение верхних дыхательных путей, способствует профилактике простудных заболеваний.
Проводится как часть утренней гимнастики, гимнастики после сна и занятий по физической культуре.
Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением. Для развития дыхательной мускулатуры детей начиная с младшей группы используются игры с мыльными пузырями, игры на дыхание с использованием кусочков ваты, бумаги. В старшей группе соответственно постепенно увеличивается комплекс упражнений:
с поделками и бумагой (бумажные кораблики, самолетики, надувание воздушных шариков, мячей или игрушек). (слайды 15,16)
Подвижные игры
Подвижные игры играют важную роль в жизни ребёнка. Они укрепляют здоровье детей, способствуют их правильному физическому развитию, содействуют овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями, воспитывают необходимые морально-волевые и физические качества, прививают организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Подвижные игры проводятся после спокойных занятий (рисование, развитие речи и т. д., как правило, проводятся игры большой подвижности; после физкультурных и музыкальных занятий -средней подвижности, а также во время прогулки. В начале года, а иногда и в середине ведущую роль выполняет воспитатель. У 3-4-летних детей мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому содержание игр должно быть доступным и сопровождаться текстом который раскрывает содержание игры. Это может быть короткая песенка или стихотворение («Солнышко- дождик», «У медведя во бору»). В играх детей этого возраста отсутствует соревновательность. Их увлекает процесс, а не результат. В этом возрасте осознанность действий недостаточна и поэтому указания воспитателя имеют ведущее значение.
Двигательная активность детей 5-6 лет становится более осознанной и разнообразной. По мере формирования двигательных навыков и умений у них проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. Большое место в старших группах начинают занимать бессюжетные игры типа «Ловишки», а также игры с элементами соревнования («Кто быстрее добежит до флажка», «Попади в обруч» и т. д.). правила в играх становятся сложнее и требуют большей точности в их выполнении, способствуют формированию у ребёнка умения управлять своим поведением. (слайды 17,18)
Спасибо за внимание!