Марина Арутюнян
Проект «Здоровый малыш» (для детей младшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Материалы
районного конкурса на лучшую постановку методической работы, пределение оптимальных моделей методической службы.
Номинации: «Содержание и формы учебно-воспитательной деятельности педагога
при введении ФГОС».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чебурашка».
Проект :
«Здоровый малыш».
Авторы проекта :
Арутюнян Марина Константиновна
воспитатель высшей категории,
Круль Светлана Алексеевна
воспитатель высшей категории.
ст. Гиагинская
2014 год.
Публикация «Проект „Здоровый малыш“ (для детей младшего дошкольного возраста)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей»
В. А. Сухомлинский
Паспорт проекта.
Вид проекта – познавательно- оздоровительный
По длительности – среднесрочный (на один год)
Участники – воспитатели, дети младшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию.
Образовательная область (по ФГОС) познавательно-физическое развитие.
Актуальность:
Тема для разговора во все времена - это состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Проблема охраны здоровья детей в детском саду стоит очень остро. Анализ состояния наших воспитанников показал, что в группе залогом хорошего здоровья детей является физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний. Организм ребенка интенсивно растет и развивается, закладываются ценности здорового образа жизни.
Формирование здоровья ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Необходимо создай, эмоциональную радостную обстановку, занимательную физкультуру, т. к. физическое здоровье во многом зависит от психического состояния детей. Больше внимания уделять закаливанию, гигиеническим процедурам, профилактике заболеваемости. Дети в процессе дня должны получать положительные эмоции, радостное настроение от общения со сверстниками, воспитателем. Большое значение имеем организация пространства в группе, на участке для занятий физкультурой. Правильно организованная развивающая среда представляет ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны.
Поэтому, проанализировав вышеизложенное, мы в своем проекте поставили перед собой цель.
Цель проекта :
В условиях реализации ФГОС расширить и разнообразить формы работы по взаимодействию детского сада, родителей и сообщества в контексте укрепление здоровья дошкольников.
Создать условия в группе для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья.
Задачи проекта :
создание развивающей среды, обеспечивающее охрану здоровья детей, предупреждение травматизма,
создание условий для организации двигательной активности детей,
создание условий для организации закаливания детей,
формирование культурно-гигиенических навыков в соответствии с возрастом,
обеспечение эмоционального настроя детей,
сохранение психического здоровья детей,
осуществление просвещения родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы,
снижение заболеваемости,
наблюдение положительной динамики оздоровления,
активная помощь родителей в организации работы по оздоровлению детей,
систематизация работы по оздоровлению детей,
пополнение физкультурного уголка оборудованием для овладения физкультурными движениям
Виды детской деятельности по ФГОС
игровая,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
музыкальная,
оздоровительная,
восприятие художественной литературы и фольклора,
двигательная.
Формы и методы реализации проекта :
Формы: занятия, досуги, закаливание, массаж, консультативная работа.
Методы: наблюдения, рассказы, игры, показ.
Режим реализации проекта :
Утренняя гимнастика – ежедневно.
Физкультурные занятия – 3 раза в неделю;
Физкультурные досуги - 1 раз в месяц;
Гимнастика пробуждения – ежедневно;
Закаливание – ежедневно;
Ходьба босиком, водные процедуры – летом;
Работа с дорожками здоровья – ежедневно;
Дыхательная гимнастика – 3 раза в неделю;
Игры, которые лечат – по рекомендации;
Пальчиковые игры – 2 раза в неделю (понедельник, среда);
Работа с ЧБД, массаж – систематически по рекомендации медсестры;
Профилактика ОРВИ, гриппа – по необходимости;
Консультативные работы с родителями.
Этапы проекта
1 этап (Подготовительный)
Выявление проблемы: сбор информации, первое общение с родителями воспитанников, беседы, наблюдения.
Изучение методической литературы по данной теме.
Подготовка методического и демонстрационного материала, оборудования.
Формирование проблемы, определение целей и задач.
Анкетирование родителей.
Анализ состояния оборудования физкультурных уголков в группах, дома на наличие спортивного инвентаря.
Разработка проекта по теме : «Здоровый малыш».
2 этап (Основной)
«Азбука здоровья» (психоэмоциональные игры; игры- упражнения для выработки правильной осанки; упражнения для коррекции плоскостопия; оздоровительные игры, игровая терапия; КГН, закаливание).
«Познай себя» (НОД по развитию представлений о мире и о себе).
«В гостях у Мойдодыра» (совместная продуктивная деятельность детей и родителей).
«В мире книг» (чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек).
«Вместе весело шагать» (развлечения, игровая деятельность, тематические прогулки, дни здоровья).
«Для мам и пап советы дам» (информация, фотовыставки, опросы, анкетирование, консультации.)
3 этап (Заключительный)
Мониторинг уровня заболеваемости;
Презентация проекта «Здоровый малыш»;
Фотоколлаж («Здоровый малыш);
Выставка детских рисунков «Олимпиада 2014»
Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья
Блочное планирование
1. Блок «Азбука здоровья»
ЗАДАЧИ: Использование различных методов оздоровления детей в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей и пожеланиями родителей.
1. Консультация для родителей «Закаливание детей в дошкольном возрасте» (см. приложение 1.1);
2. Методы закаливания (см. приложение 1.2);
3. Опрос родителей «Методы Закаливания» (см. приложение 1.3).
2. Блок «Познай себя»
(образовательная деятельность по развитию представлений о мире и о себе)
ЗАДАЧИ: Дать детям представление о себе: о своем теле, здоровье, безопасности и эмоциях.
Планирование занятий (см. приложение 2).
Конспект занятия (см. приложение 2.1).
3. Блок «В гостях у Мойдодыра»
ЗАДАЧИ: Проведение оздоровительной работы с детьми и обогащение развивающей среды в группе при взаимодействии воспитателей, детей и их родителей.
1. Пополнение уголка Здоровья в группе (см. приложение 3.1);
2. Коллективные и индивидуальные работы детей (см. приложение 3.2);
3. Создание развивающей среды для развития мелкой моторики рук. (см. приложение 3.3);
4. Изготовление уголка здоровья для родителей;
5. Планирование занятий по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
4. Блок «В мире книг»
(чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек).
ЗАДАЧИ:
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы.
Использование русских народных потешек, приговорок, пестушек при умывании, расчесывании и заплетании волос девочкам.
Заучить стихотворения о здоровье.
1. Чтение детской литературы (см. приложение 4);
2. Заучивание потешек, приговорок, пестушек;
3. Заучивание стихотворений;
4. Рассматривание иллюстраций.
5. Блок «Вместе весело шагать»
ЗАДАЧИ:
Воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью.
Развивать двигательную активность детей.
Создавать психологический и эмоциональный комфорт в группе.
1. Дни здоровья;
2. Тематические прогулки;
3. Игровая деятельность: (см. приложение 5.1);
Дидактические игры;
Сюжетно-ролевые;
Подвижные (см. приложение 5.2);
Психологические;
4. Оздоровительные минутки;
Пальчиковые игры;
Физминутки (см. приложение 5.3).
6. Блок «Для мам и пап советы дам»
ЗАДАЧИ:
Знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома.
Привлекать родителей к работе по оздоровлению детей в детском саду.
1. Консультация для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (см. приложение 6.1);
2. Информация «Утренняя зарядка для детей», «Советы по укреплению здоровья детей», «Как приучить ребенка чистить зубы» (см. приложение 6.4, «Полезные советы по питанию», «Здоровье и питание детей дошкольного возраста»; «Болезни штука неприятная» (см. приложение 6.3); «Поговорим об одежде в зимнее время года» (см. приложения 6.2); «Лето- лучшая пора для закаливания» (см. приложение 6.5).
3. Родительское собрание тема: Здоровье в ваших руках (начало проекта) (см. приложение 6.6)
Тема: Здоровье – главная ценность в жизни (конец проекта). (см. приложение 6.7)
Ожидаемые результаты
Снижение заболеваемости.
Положительная динамика по оздоровлению (переход детей из групп часто болеющих, в группу эпизодически болеющих).
Активная помощь родителей по оздоровлению детей.
Систематизация работы по оздоровлению.
Изменение отношении детей с младшего возраста к сохранению своего здоровья.
Вывод
В результате проделанной работы на данном этапе у детей младшего дошкольного возраста возникли предпосылки формирования знаний об изменении отношений к собственному здоровью и его сохранению.
Благодаря слаженной и целенаправленной работе педагогов в тесном сотрудничестве с родителями позволило добиться положительной динамики снижении уровня заболеваемости и повышения уровня физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста.
Используемая литература
Информационная база проекта «Здоровый малыш»
Н. И. Крылова Здоровье, сберегающее пространство, а ДОУ, издательство «Учитель», 2009г.
. Е. Н. Крылова Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость, М- «Просвещение», 1981г.
Григорьева Г. Г Играем с малышами. М. ,2003г.
Л. А. Теплякова, С. З. Шишова, М. : Учимся быть здоровыми, 2001г.,
К. К. Утробина Занимательная саду. - М. : ГНОМ и Д. ,2005г.,
Л. И. Пензулаева Оздоровительная гимнастика для детей (3-7лет,- М. : Владос,2002г.
И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова Прогулки в детском саду, М. 2011г. ,
Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2006г. ,
Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников М. Мозаика- Синтез, 2009г.
Доскин В. А. Г. Л. Голубева. Растём здоровыми- М. : Просвещение 2002г.
Зайцев Г. Уроки Мойдодыра – СПб. Акцидент, 1997г.
З. И. Бересневой «Здоровый малыш». Творческий центр - М. : 2003г.