Светлана Чистякова
Презентация «Применение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС ДО»
Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно - речевой деятельности детей.
Темочки:
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В настоящее время познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, т. к. в домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному материалу и уделяют должное время на формирование познавательно - речевое развитие детей.
Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются :
1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).
2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
3. Сенсорное развитие.
4. Формирования способности к активной умственной деятельности.
5. Знакомство с родным языком.
6. Становление речи.
Цель: развитие познавательно -речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр.
Задачи:
• Создать благоприятную языковую среду, дающую образцы грамотной речи; повышающую речевую культуру взрослых.
• формировать грамматические навыки через совместную деятельность взрослого с детьми и речевое общение со взрослыми и сверстниками.
• Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
• Обогащать словарный запас детей.
• Расширять представления о целесообразности создания человеком различных предметов, т. е. создает необходимые условия для формирования базиса личностной культуры ребенка.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Значение дидактических игр
Развитие познавательных и умственных способностей
• Получение новых знаний, их обобщение и закрепление
• Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира
• Развитие памяти, внимания, наблюдательности
• Развитие умения высказывать свои суждения, делать умозаключения.
Развитие речи
• Пополнение и активизация словаря
• Формирование грамматических категорий
• Формирование и развитие фонетической стороны речи
• Развитие связной речи
Социально-нравственное развитие ребенка-дошкольника
• Познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы
• Формирование чуткого отношения к сверстникам
• Формирование умения быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать
Структура дидактической игры: дидактическая задача, игровая задача, Игровые действия, правила игры, результат.
Компоненты дидактической игры:
- Контрольно-оценочный
- Исполнительный
- Мотивационный
Этапы проведения дидактической игры:
- Ознакомление детей с содержанием игры, использованием в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
- Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
- Показ игровых действий
- Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
- Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Технология дидактической игры– это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.
Согласно ФГОС ДО :
речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте
познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО,
поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует.
А, решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.