Марина Дмитриевна Токарь
Народный детский фольклор в формировании речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Народный детский фольклор в формировании речи детей раннего дошкольного возраста».
Цель: развитие эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста через устное народное творчество.
Актуальность:
- Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого развития – устной речью.
Публикация «Народный детский фольклор в формировании речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
- В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка.
-Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.
- Звучность, ритмичность, напевность, занимательность, потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность.
Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем.
С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка.
Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку Рябу, козу-дерезу, репку.
Фольклор - народное творчество, зародившееся глубоко в древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.
Малые жанры фольклора - это небольшие по размеру фольклорные произведения.
Виды малых жанров фольклора :
колыбельная песня, пестушка, потешка, прибаутка, пословицы, игры, заклички, считалка, скороговорка, загадка.
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки обогащают словарь детей, являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи, фонематического слуха.
Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Исходя из проведённого анализа работы, в работе с детьми по данной теме были поставлены задачи:
Знакомить детей с устным народным творчеством.
Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.
Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. д.
Для реализации поставленных задач подобран различный материал по народному детскому фольклору : народные музыкальные инструменты, элементы народных костюмов, различные виды театра, иллюстрации. предметы быта, шапочки и маски в соответствии с образами, игрушки- забавы, библиотека с художественной литературой, книжки-малышки, картотека потешек и песенок.
В работе с детьми по данной теме руководствуемся следующими принципами:
Принцип активности и посильной самостоятельности.
Принцип познавательной активности
Принцип наглядности
Принцип поэтапности
Принцип вариативности
Работа ведется по двум направлениям:
Использование фольклора в организованной образовательной деятельности.
Использование фольклорных произведений в совместной деятельности.
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.
Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво.
Поэтому при чтении произведений используем средства выразительности речи : мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараюсь прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.
Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата.
Используем малые формы фольклора в разных видах деятельности.
Например, на конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьёт. Курочка в сапожках избушку метет».
Или, например, на лепке - лепим оладушки, а перед этим обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки, испечем оладушки».
Таким образом, использование малых форм фольклора, способствует:
Умению внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.
Развитию памяти.
Воспитанию уважительного отношения к взрослым и бережного отношения друг к другу.
Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами.
Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.
Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Егору личико», или «Водичка, водичка, умой мое личико».
Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю».
Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки».
Используем потешки, как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
В режимных моментах используем фольклорные подвижные игры : «Огуречик, огуречик», «Заинька серенький», «Жмурки» и др.
Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое» противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие.
Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, родителям предлагаются консультации, проводим беседы, чтобы дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Родители помогают обогатить предметно-развивающую среду в группе. ( Консультация для родителей: «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания»; беседа с родителями: «Роль устного народного творчества в жизни дошкольников»; ведется работа по совместному разучиванию произведений устного народного творчества.
Таким образом, ознакомление и приобщение детей к народному детскому фольклору позволяет всесторонне развивать ребенка. Ранний возраст это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.