Елена Докучаева
Проект «Оборудование для стимулирования детской двигательной активности и оздоровления»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Не секрет, что современные дети в детском саду и дома большую часть времени проводят в статическом положении за столами, за телевизором, за компьютером. Это обусловлено целым рядом факторов, которые широко описаны в теоретических и практических исследованиях - от отсутствия мотивации вести здоровый образ жизни до организационных трудностей (некогда, негде, нечем). Но наши собственные наблюдения за детьми группы побудили выдвинуть еще один вариант сниженной двигательной активности у детей : мы считаем, что дети зачастую не могут организовать себя, начать деятельность, проявить инициативу и включиться в физкультурную деятельность.
Публикация «Проект „Оборудование для стимулирования детской двигательной активности и оздоровления“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Темочки
Почему мы пришли к такому выводу:
• в нашей группе оборудован достойный спортивный уголок, оснащенный в достаточном количестве спортивным инвентарем. Оборудование расположено удобно, на виду. Однако наблюдения показали, что дети нечасто берут оборудование, включают в деятельность и игру. Длительность пребывания детей в физкультурном уголке и игры с оборудованием из него ничтожно мала;
• наши дети старшего дошкольного возраста, они имеют хороший опыт двигательной деятельности, знают подвижные игры, умеют работать с мячом, обручем и т. п. Однако они нуждаются в указании со стороны взрослого — когда начать игру, какого типа, как организоваться. Они малоинициативны в том смысле, что у них снижен потенциал начать новую деятельность;
• наши дети не умеют продуктивно организовать свою двигательную активность в свободное время. Анализ показал, что большинство двигательных игр (особенно у мальчиков) - -это «игра-возня», бессодержательное перемещение, в процессе которого дети вступают в малопродуктивные взаимоотношения и даже конфликтуют.
На наш взгляд, все выявленные противоречия и проблемы сводятся к проблеме самостоятельности и инициативности старших дошкольников в свободной двигательной деятельности. Т. о., актуальность нашего проекта обусловлена проблемой воспитания здорового и активного ребенка, инициативно реализующего свои двигательные потребности в подвижных играх и играх с физкультурно- спортивным содержанием. Необыкновенно важно воспитывать детей самостоятельными, способными организовать свою деятельность, проявить инициативу для совместной деятельности с другим ребенком. Для преодоления выделенных проблем мы реализовали в группе проект «Оборудование для стимулирования детской двигательной активности и оздоровления».
Основная идея проекта : Инициативность и самостоятельность детей в двигательной деятельности возможно повысить, если:
- привнести в спортивный уголок самодельное оборудование, выполненное ребенком дома совместно с родителями;
- дать возможность детям организовывать и управлять двигательной активностью сверстников на основе нового, созданного ими оборудования;
- Оказать концентрированное воздействие по направлению: плотность и частота внесения оборудования в группу, усиленное «продвижение» детьми изготовленного оборудования в течение месяца создадут традиции инициативности и самостоятельности по его применению в игре и физической деятельности;
- создать систему психолого-педагогической поддержки самостоятельности и активности детей в физической активности — через поощрение игры детей, поддержку ценных проявлений в деятельности.
Цель проекта : Создать условия проявления детской самостоятельности и инициативности в физкультурно-оздоровительной деятельности посредством введения в повседневную жизнь группы самодельного оборудования, изготовленного семьей.
Задачи проекта :
1. Организовать внутрисемейную работу по разработке и созданию нестандартного физкультурного оборудования
2. Насытить среду группы нестандартным оборудованием и обеспечить условия для самостоятельной двигательной активности детей
3. Поддерживать стремление детей проявлять самостоятельность и инициативность в применении нового самодельного оборудования в играх и двигательной деятельности
4 Формировать умения самостоятельной двигательной активности и самоорганизации в условиях ограниченного пространства
Ожидаемый результат (на уровне детей) :
1. Повышение детской двигательной активности, удовлетворение потребности в разнообразном и свободном движении
2. Развитие самостоятельности детей в применении нестандартного оборудования разными способами.
Ожидаемый результат (на уровне родителей) :
1. Желание родителей совершенствовать, разнообразить и активизировать двигательную активность детей
2. Поддержка и сопровождение самостоятельности и инициативности своего ребенка в физкультурно- оздоровительной деятельности
Ожидаемый результат (на уровне педагога) :
1. Пополнение РППС группы нестандартным оборудованием для оздоровления и развития двигательной активности детей;
2. Повышение профессиональной педагогической компетентности в части педагогики поддержки и сопровождения детской инициативности
3. Обобщение опыта работы по использованию нестандартного оборудования для развития детской самостоятельности и инициативности в физкультурно- оздоровительной деятельности
Тип проекта : информационно-практико-оздоровительный.
Длительность: краткосрочный (2 месяца)
Участники проекта : дети, родители, воспитатель
Продукт проекта :
1. Картотека нестандартного оборудования;
2. Виды нестандартного оборудования для двигательной активности и оздоровления детей;
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (ноябрь 2015г – 2 недели)
1. Выявление потребности в нестандартном оборудовании;
2. Изучение литературы по данной теме;
3. Индивидуальная работа с родителями по изготовлению нестандартного оборудования;
4. Составление плана проекта.
Практический этап (декабрь 2015г)
1. Составление картотеки нестандартного оборудования.
2. Изготовление оборудования совместно с родителями
3. Проведение комплекса оздоровительно – образовательных и воспитательных мероприятий с использованием нестандартного оборудования во время «Месяца здоровья» :
- 1 неделя декабря: «Путешествие в страну здоровья»
- 2 неделя декабря : «Чтобы глазки не устали»
- 3 неделя декабря : «Как сберечь здоровье правильно дыша»
- 4 неделя декабря: «Пусть будут здоровы наши ножки»
Заключительный этап (январь 2016г. – 2 недели)
1. Презентация проекта в старшей группе «Яблонька»
2. Физкультурный досуг «весёлые соревнования»
3. Выводы;
Невозможно решить задачи проекта без совместной деятельности с родителями, ведь нестандартное оборудование делается своими руками. На первый взгляд это всего лишь подделки, сделанные совместными усилиями воспитателя и родителей, но в работе они незаменимые помощники, так как помогают обогащать двигательную активность детей, вызывают положительные эмоции, развивают самостоятельность, инициативность и оздоравливают детей.
На первом этапе работы над проектом передо мной возник вопрос «Как заинтересовать родителей?». Для этого были проведены следующие мероприятия: я создала информационное пространство «Нетрадиционное оборудования для оздоровления и развития детей дома и в детском саду». В уголок здоровья была помещена информация для родителей на темы: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия», «Чтоб здоровым, сильным стать, нужно правильно дышать», «Чтобы глазки не устали».
Была сделана папка-передвижка: «Как сохранить здоровье ребенка». А ещё я предложила провести «Месяц здоровья», где каждая неделя будет проходить под определённой темой и предложила родителям принять участие в изготовление нестандартного оборудования из бросового материла. Среди родителей были выбраны те, кто согласился сделать оборудование. Я дала им рекомендации: из какого материла и как изготовить, помогла выбрать и придумать оборудование.
На втором этапе работы над проектом родители дома,вместе с детьми, изготавливали нестандартное оборудование на определённую тему и после этого ребёнок приносил его в детский сад. Первым делом ребёнок сообщал как поделка называется и для чего она нужна. Потом мы с ребятами решали где будем её хранить или куда будем ставить или класть. Затем ребёнок самостоятельно показывал действия с оборудованиям, и объяснял для чего это нужно. Например, «Чтобы глазки отдохнули», «Чтобы спинка была ровная», «Чтобы ножки не болели». После освоения детьми правил пользования пособиями, мы начинали придумывать новые действия с ними. А это всё несомненно развивает самостоятельность у детей.
На первой неделе нашего «Месяца здоровья» мы с ребятами отправились путешествовать по стране здоровья, а руководили этим Катя, Даша и Дима. Даша принесла для ориентирования в пространстве цветные крышки, ведёрки, баночки и показала как надо ходить змейкой, перешагивать, перепрыгивать, переползать. Она следила что бы дети точно выполняли её указания. А когда она показала и рассказала как надо ходить на самодельных «лыжах» сделанных из бутылок от минеральной воды то восторга и радости не было предела! Сначала все дети просто попробовали ходить на лыжах, а потом устроили соревнование «Кто быстрее» и стали ходить разными способами: «елочкой», «боком», на одной ноге и даже спиной вперёд. До сих пор лыжи пользуются успехом у детей! Они оказались одной из самых востребованных поделок, так как, по моим наблюдениям, дети их берут очень часто для своих самостоятельных игр. А так же дети с большим удовольствием выстраивают «Гусеницу» из спилов деревьев, которую принесла Катя. Она рассказала как можно выкладывать «гусеницу» в разные стороны и показала ходьбу по ней разными способами. Сейчас дети самостоятельно используют «гусеницу» в своих играх: то она как ориентир или разделитель ковра, то дорога для машин, то тропинка в лесу.
Для тренировки рук папа и Дима сделали гантели из бутылок от йогурта в виде конфет и Дима был очень горд тем, что это сразу привлекло внимание всех детей. Дима показывал разные упражнения с гантелями,а дети (особенно мальчики) старались за ним все повторять. Теперь ребята с ними не только делают разные упражнения, но и играют в с/р игры «Магазин», «День рождения», используют как атрибуты в инсценировках сказок, применяют как массажёры для тела.
А ещё детям очень понравились массажёры для ног и рук в виде браслетов из крышечек и футляров от «киндер-сюрпризов» которые тоже принёс Дима. А потом ребята сами стали играть в игру «Не урони с головы», используя эти «браслеты». А позже придумали ставить на головы разные другие предметы (мешочки с крупой или с песком, разные баночки- пустые или заполненные крупой, строительный материал и даже листы бумаги) и тренироваться так ходить. Здесь можно сделать вывод: если вовремя предложить детям что то интересное, ненавязчиво при этом помогая, то это даёт толчок к развитию самостоятельности у детей.
Тема второй недели была «Что бы глазки не устали» и главным героем стал Федя. Он принес «Смешариков» сделанных из потолочной плитки и «Куколок на палочках» (сделанных из ложек, ниток, футляров от «киндер- сюрпризов»). Его мама – офтальмолог научила как проводить с этими героями гимнастику для глаз. В группе Федя как настоящий врач объяснял зачем нужно беречь глазки, что надо делать чтобы глаза отдохнули и показывал движения со своими поделками.
Теперь зрительную гимнастику мы проводим не только с использованием стихов и потешек, но и со сказочными героями «Смешариками»и «Куколками». Детям стало гораздо интересней следить глазами за «Куколкой» или «Смешариком», которых держат в своей руке. Потом ребята стали сами придумывать разные движения с этими героями: они у них «ныряют», «танцуют», «прыгают» и т. д. Ещё эти герои теперь «участвуют» вместе с нашими детьми в физ. минутках, в танцах, в разных инсценировках и в самостоятельной деятельности. Ещё Федя принес тренажёры для глаз,которыми ребята с удовольствием пользуются. Тренажёры можно повесить на стену, на окно, на доску, положить на стол, держать в руках (близко к себе или далеко, низко или высоко). Так как ими легко пользоваться то дети их берут самостоятельно, но не так часто как хотелось бы.
На третей неделе тема была «Как сберечь здоровье правильно дыша» .Раньше чтобы научить детей правильно дышать мы надували шары, использовали вертушки, султанчики, хохолки, дули на зеркала,с помощью трубочек для коктейлей выдыхали воздух в стакан с водой, использовали упражнения,где на выдохе надо проговаривать слова. Но новый толчок к играм с дыханием нам дало новое оборудование, которое принёс Женя. Это «бутылочки –выдувалочки». Он показал как надо дуть в бутылочки и рассказал что «это трудно, что у него тоже не всегда получается». Детям показалось интересным дуть через трубочку в бутылочку так, чтобы цветные бумажки или перышки «крутились как салют». Теперь ребята самостоятельно дуют на всё подряд и радуются когда все получается. А во время дыхательных гимнастик дети стали не только дуть, но и придумывать свои образы, например: «Так дует злой волк», «Так дует маленькая мышка», «Так дует тёплый ветерок», «Так дует холодный ветер» сопровождая всё звукоподражанием и мимикой. А сейчас детям нравится самостоятельно проводить эксперименты с дыханием, например: «Чья салфетка (или пёрышко) улетит дальше (выше) всех или у кого дольше продержится в воздухе», «Кто как дышит (глубоко, спокойно, часто, быстро)», «Кто дольше других может не дышать», «Кто больше (меньше) других дышит» (в минуту или под счет). А ещё дети сами придумали дуть на лёгкие мячики, которые находятся на тарелочках, что бы мячи катались, но не падали с тарелок. Дети очень любят игру «Прокати мячик в ворота», например, они делают из конструктора несколько воротиков и дуют на мяч так, чтобы он катился только через эти ворота. Играть могут в эту игру и на полу и на столе. И всегда играют не по одному, а по несколько детей. Просто им становится все интересней играть всем вместе. То есть
то, что в детях стало больше самостоятельности, я заметила по появлению у них умения собрать друзей в игру, придумать свой сюжет, что то посоветовать товарищам. Ведь именно в общей игре развивается инициатива и творчество.
Последняя неделя прошла под темой «Пусть будут здоровы наши ножки». Лиза М. принесла «коврик здоровья» и сразу же начала рассказывать как она с мамой нашивала на покрывало «киндер- сюрпризы и получился коврик». А потом добавила что
«разрешит всем детям по нему походить». Лиза показала как можно по нему ходить, бегать, прыгать на одной и двух ногах. А потом показала как можно танцевать на коврике и даже «плавать» потому что «он называется голубая речка». Дети старались делать всё как показывала им Лиза. Им это так понравилось,что дети стали придумывать и старым «коврикам здоровья» названия: «Крокодильчик отдыхает», «Лесная поляна», «Дорожки для зверушек» и чаще применять их в своих самостоятельных играх. Потом дети стали инсценировать детские стихи, например А. Барто, используя массажные коврики как атрибуты к стихам. Конечно же дети стали придумывать свои образы и движения, занимаясь на ковриках: то они солдаты и черепашки- нинзя, то хитрая лиса и неуклюжий медведь- все это сопровождается характерными звуками, эмоциями и пантомимикой. А иной раз выполняемые движения на ковриках у детей превращались в инсценировку какой то сказки или самостоятельно придуманного сюжета. При этом детьми использовались детали одежды, маски, атрибуты, разные шапочки. А девочки придумали игру «Переложи фломастеры из обруча в обруч» -пальчиками ног! Пробовали это делать и сидя и стоя! Даже мальчикам стало интересно это попробовать! У многих уже получается это делать хорошо!
Самостоятельность развивается там, где есть инициатива детей, которая развивается без явного вмешательства взрослых. При этом надо чтобы дети без препятствий имели доступ к пособиям. Доступность развивает двигательное творчество детей и они придумывают новые действия и движения, содержание игр.
Очень отрадно видеть как идет развитие творчества и самостоятельности у детей. Я заметила,что именно использование нового нестандартного оборудования повысило интерес у детей к играм, занятиям, улучшило качество выполнения разных упражнений, разнообразило физкультурно- оздоровительную работу.
Итог проекта :
1. Изготовление родителями нестандартного оборудования для оздоровления и двигательной активности детей.
2. Оформление картотеки игр и упражнений для детей с нестандартным оборудованием.
Заключение:
Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх, развивает самостоятельность и инициативность, вызывает радость и положительные эмоции. Материалы для изготовления такого пособия разнообразны и дешевые: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылки из-под йогуртов, минеральной воды, разные пуговицы, крышки разных размеров, ленты и т. д. Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Создание нового нестандартного оборудования, привело к решению следующих задач:
1. Обеспечение высокой двигательной активности совершенствование движении детей.
2. Развитие творческого воображения и стремления к активности, самостоятельности.
3. Появление у детей интереса к процессу движений с использованием нестандартного оборудования.
4. Создание и закрепление позитивного психосоматического состояния.
5. Закрепление взаимоотношений между детьми, стремление прийти на помощь друг другу.
В заключении хочется отметить, что использование нестандартного оборудования имеет огромную вариативность, доступность, полифункциональность. Оно выполняет сразу несколько задач: укрепляет здоровье детей, способствует повышению настроения, снимает напряжение, развивает творчество, инициативность, самостоятельность. А играть с таким оборудованием – одно удовольствие! А главное, нестандартное оборудование, изготовленное своими руками – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
1. Продолжить работу по оздоровлению и формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования во время прогулок на участке детского сада;
2. Продолжить оснащать физкультурный уголок нестандартным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей;
3. Провести конкурс рисунков детей старшего возраста на тему «Я люблю двигаться»;
4. Провести «День здоровья» в летний оздоровительный период, с применением нестандартного оборудования.
Библиография
1. Н. Попова, Е. Харламов. «Дыхательная гимнастика для детей в домашних условиях». Издательский центр «Март». Москва – Ростов-на-Дону, 2004 год.
2. М. Рунова. «Корригирующая лечебная гимнастика». Журнал «Дошкольное воспитание». 1999 год, №12.
3. М. Рунова. «Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки». Журнал «Дошкольное воспитание». 1989 год,№4.
4. Т. Е. Харченко. Организация двигательной деятельности в детском саду. М. : «Детство-пресс» 2010 год.
5. Федорова. С. А. нестандартное оборудование на занятиях по физической культуре (Текст) С. А. Федорова. Инструктор по физкультуре. – 2010-№4-с. 95-99.
6. Добророднова. О. В. Бредихина. Ю. Ю. использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (Текст) О. В. Добророднова. Ю. Ю. Бредихина. «Инструктор п физкультуре. – 2010-№1 – с. 60 - 69.
7. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Сост. Н. В. Нищева. Спб. : «Детство – Пресс». 2007. С. – 128. ил.
8. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Утвержден Советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 г.