Ирина Ковалишина
Конспект занятия «Перелетные птицы»
Презентация :"Перелетные птицы"
Ход занятия:
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, вы внимательно её послушаете и скажите о каком она времени года?
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет. (ВЕСНА)
Д. Весна (слайд 1)
Воспитатель: Предлагает вспомнить признаки весны
1. Солнце светит ярче.
2. На небе появляются белые облака – барашки. Они называются кучевыми
3. Просыпается все живое (насекомые)
4. Появляются почки на деревьях.
5. После зимней спячки просыпается медведи, ежи, барсуки.
6. Появляется первая травка.
7. Люди сняли теплую одежду.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам, отправится в весенний лес (Глазки закрыли и повернулись)
Вот мы с вами и попали в весенний лес.
Весенний лес (слайд 2)
Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков. Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц.
(Разыгрывается сценка)
Прилетает сорока, которая на своем хвосте приносит весть.
Сорока: Всюду я летаю,
Все на свете знаю
Знаю каждый лист в лесу,
Новость на хвосте несу.
Воспитатель: Ребята, вы узнали птицу, которая разносит по лесу разные новости? Ее называют лесной газетой. Что это за птица?
Дети: Это Сорока.
Воспитатель: У нее на хвосте что-то есть. Это письмо она принесла. Давайте прочитаем письмо.
Воспитатель читает детям письмо, которое принесла на хвосте сорока:
«Здравствуйте, дорогие дети! Мы возвращаемся в родные края и очень спешим. Ведь за весну нам нужно устроить или отремонтировать свои дома, отложить яйца, вывести птенцов и научить их летать. Нам предстоит долгий и трудный путь. Мы очень соскучились. Встречайте нас.
Ваши друзья.»
Воспитатель:
1. Как вы думаете, кто написал это письмо? (Перелетные птицы)
(слайд 3)
/звучит запись голосов птиц/.
В. : Что вы услышали? Чьи голоса были слышны?
Д. : Птичьи.
В. : Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Д. : Веселое
В. : А вы их видите?
Д. : Нет.
В. : А для того, чтобы увидеть птиц, нужно внимательно всмотреться в лес и прислушаться к нему. Поэтому мы сядем на стульчики. Я загадаю загадки, если вы их отгадаете, то птицы прилетят к нам.
1. На шесте дворец
Во дворце певец
А зовут его (Скворец)
Д. : Это скворец /появляется птичка / (слайд 4)
2. Прилетает к нам с теплом
Путь проделав длинный
Лепит домик над окном
Из травы и глины (Ласточка)
Дети: Это Ласточка / появляется птица/ (Слайд5)
3. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица /грач/
Дети : Это Грач / появляется птица/ (слайд6)
4. Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках
Часто хвостиком трясет
И под крышею живет
Комары ее закуска
Это птичка (Трясогузка)
/трясогузка/ (слайд 7)
5. Кто на елке на суку
Счет ведет, ку-ку-ку-ку (Кукушка)
Дети: Это Кукушка /появляется птица/ (слайд8)
Физкультминутка
Руки подняли и покачали- это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят
Как они сядут, дружно покажем – крылья сложили назад.
6. Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет.
/Жаворонок/ (слайд 9)
7. Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
/соловей/ (слайд 10)
8. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/цапля/ (слайд 11)
9. Пёстрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
/утка/ (слайд 12)
10. Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти.
/журавль/ (слайд 13)
1. Как называются, одним словом эти птицы? (Перелетные.)
2. А почему они называются перелетными? (Потому что они улетают от нас осенью.)
3. А почему они улетают от нас осенью? (Потому что становится холодно и птицам нечего есть)
4. Для чего они возвращаются в родные края? (Чтобы вывести птенцов)
5. Почему именно весной они прилетают? (Становится тепло, появляются насекомые)
6. Какую пользу приносят птицы? (Они радуют нас своим пением, оберегают деревья от вредных насекомых.)
Воспитатель: Правильно, птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. А еще у наших пернатых есть правило :
1. Нельзя из гнезда брать в руки яйцо или только, что вылупившегося птенца.
2. Если вы увидели маленького птенца, который только учиться летать, нельзя трогать его руками или забирать его домой.
3. Нельзя разорять птичьи гнезда и стрелять в птиц из рогаток.
Пальчиковая гимнастика:
Мы построили скворечник
Для веселого скворца
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки
Черненькие перышки
Воспитатель: Мы с ребятами тоже построили скворечники для наших пернатых друзей.
Слайд с деревом.
Воспитатель предлагает детям Дидактическую игру: Назови детенышей»
1. Скворец – скворчонок
2. Грач – грачонок
3. Кукушка – кукушонок
4. Жаворонок – жавороненок
5. Соловей – соловейчик
6. Утка - утенок
7. Чиж – чижонок
Воспитатель: Молодцы!
Игра “Собери картинку на пенечке»
Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.
- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
- Расскажите, чьи изображения вы сложили.
– Это грач.
- Правильно
(Дети рассказывают о птицах, которые у них получились из картинок)
Воспитатель сообщает детям, что они встретили всех перелетных птиц и им пора возвращаться в детский сад. (Глазки закрыли и повернулись, и очутились в группе).
Воспитатель: 1. Где мы сегодня с вами были?
2. О ком мы сегодня с вами говорили?
3. Какие птицы прилетают к нам весной (Перечисляют птиц)
4. Какую пользу приносят птицы?
Дети: Они поедают вредных насекомых.
/Слайд 14/
Дети читают стихотворение
«Берегите птиц»
Не трогайте ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов.
Не разоряй ее гнезда!
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами земли
Летают стаи голубей!
Воспитатель: Ребята, мимо пролетала ласточка и услышала, как вы много знаете о перелетных птицах, и ей это очень понравилось.
Поэтому за ваши ответы и рассказы о птицах она передала вам конфетки (ласточка)
Угощение раздается в группе.