Надежда Мамедова
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Заставка
Слайд 2
С каждым годом увеличивается количество детей с фонетическими нарушениями речи, и педагогам всё сложнее становится организовать эффективную работу.
В дошкольных учреждениях всё чаще на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение развития фонематических процессов, умение слышать и различать звуки речи. А это одна из причин возникновения нарушений письменной речи у школьников.
Слайд 3
Понятие фонематические процессы включают в себя:
1. фонематический слух - способность к слуховому восприятию речи, фонем.
Темочки:
- Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
2. фонематическое восприятие - процесс восприятия на слух определённых фонем, независимо от позиционных призвуков.
3. фонематический анализ - мысленный процесс выделение отдельных фонем.
4. фонематический синтез - мысленный процесс соединение частей в целое.
5. фонематические представления - звуковые образы фонем, воспринятые человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
Слайд 4
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способностей дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1 этап - узнавание неречевых звуков.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап - различение слов близких по звуковому составу.
4 этап - дифференциация слогов.
5 этап - дифференциация фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Слайд 5
Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому опора в организации коррекционно-образовательной деятельности логопеда строится с учётом применения игровых технологий.
Игровая мотивация позволяет ребёнку быстрее включиться в логопедическое занятие.
Проводя занятия в игровой форме, у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.
Слайд 6
Исходя из выше сказанного были определены цели и задачи работы.
Цель: формировать и развивать фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий.
Задачи:
1. Обучать детей дошкольного возраста узнаванию звуков (неречевых, речевых) по средствам игровых технологий;
2. Формировать фонематические противопоставления (дифференциация фонем на слух и в собственной речи);
3. Формировать фонематический анализ и синтез слов при помощи игровых технологий;
4. Развивать у детей навыки контроля и самоконтроля произношения звуков в речи.
Слайд 7
Комплекс заданий и игровых упражнений по формированию и коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
1. игры на развитие слухового внимания.
"Что звучит - шумит"
2. игры на развитие речевого слуха.
"Угадай чей голос?"
3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу
"Будь внимателен"
4. "Определи место звука в слове" Цель: учить определять место расположения звука в слове.
5. "Логопедическая гусеница" Цель: упражнять в определении последовательности звуков в слове.
6. игры на дифференциацию звуков:
- узнавание звуков на фоне других звуков, на фоне слова.
- дифференциация звуков (З-Ж, (Ш-С, (Ж-Ш)
-узнавание твёрдых и мягких согласных (Л-ЛЬ (Н-Нь, (Т-Ть) и т. д
-выделение гласных из ряда звуков.
Слайд 8
Применение игровых технологий, направленных на развитие фонематических процессов, в работе с детьми, имеющими нарушения речи, помогает сделать коррекционную работу более интересной и разнообразной. Способствует дальнейшему успешному освоению норм родного языка, положительно влияет на становление всей речевой системы детей дошкольного возраста формирует основу успешного обучения в школе, так как развитие фонематических процессов имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.