Папки-передвижки

Опыт работы для педагогов на тему «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Юлия Цвет
Опыт работы для педагогов на тему «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовили воспитатели : Мельникова Н. Г., Рябова Ю. В.

2. «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». Василий Александрович Сухомлинский.

3. Актуальность опыта

Темочки:

Проблема приобщения ребенка к книге в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть у телевизора и компьютера и все реже с книгой.

Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость. Все это способствует разложению нравственных устоев.

Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т. д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.

Ведущая педагогическая идея

Состоит в том, чтобы «посеять и взрастить» в детской душе семена любви к истории и культуре своей страны, к нравственным качествам, которые русский народ всегда ценил и прославлял: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, трудолюбие.

4 Слайд. Цель опыта : создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания дошкольников посредством сказок.

Задачи:

1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т. д.).

2. Способствовать развитию познавательной активности детей.

3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений.

5. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор.

6. Развивать у детей чувства любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

7. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.

5 сл. Сказка-это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

6 слайд. Принципы работы со сказками

1. Осознанность

Осознание причинно следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

2. Множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

3. Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях.

Классификация русских народных сказок :

Сказки о животных.

• Волшебные сказки.

• Бытовые сказки.

7 слайд. Сказки о животных.

Здесь действуют рыбы, звери, птицы,они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. «Мужик и медведь», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса» и др.

8 слайд. Волшебные сказки

В основе лежит чудесный, фантастический, неограниченный мир. «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»и т. д.

9 слайд. Бытовые сказки

Воспроизведение обыденной жизни. Порядочность и честность противостоят жадности и злобе. «Про мужика-бедняка», «Ленивая жена», «Каша из топора» и т. д.

10 слайд. На данном слайде представлена методика проведения занятий по возрастам.

11 слайд. Методы ознакомления детей со сказкой :

• Чтение воспитателя.

Рассказывание.

• Дидактические игры и литературные викторины.

Приемы формирования восприятия сказок :

• выразительность чтения;

• повторность чтения;

• выборочность чтения;

• инсценировка сказки;

• просмотр иллюстраций.

12 слайд. Этапы работы со сказкой по нравственному воспитанию дошкольников :

1. Знакомство с народной сказкой (чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций) развитие эмоционального отношения к действиям и героям сказки;

2. Эмоциональное восприятие сказки детьми (пересказ содержания, подвижные игры персонажами) закрепление содержания сказок;

3. Художественная деятельность (отношение к герою сказки в рисовании) воплощение переживаний, развитие навыков сочувствия к судьбе и поступкам персонажей;

4. Подготовка к самостоятельной деятельности (инсценировка сюжета) понимание нравственных уроков сказки, развитие умений оценивать поступки окружающих людей.

13 слайд. Развивающая среда в детском саду играет важную роль. И выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

14 слайд. В работе с детьми мы используем обыгрывание сказок, разнообразные дидактические игры, разные виды театра (пальчиковый, кукольный, теневой и другие).

15 слайд. После прочтения сказки, её анализа и осмысления, ответов на вопросы мы так же предлагаем ребятам нарисовать сюжет сказки.

16 слайд. Необходимо так же привлекать работе по данной теме родителей, чтобы всесторонне развивать ребенка.

17 слайд. Преимущество сказки в нравственном воспитании дошкольников :

1) отвечает природе ребенка, близка его мышлению, представлению;

2) помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло;

3) дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества;

4) развивают в детях гуманные чувства, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

18 слайд. «…Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»,

«…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» (В. А. Сухомлинский)

«Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…» (Сергей Королев)

19 слайд Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы для педагогов на тему «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 28 сентября 2022 в 20:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы для педагогов на тему «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Цвет (УИ 424508) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД