МААМ-картинки

Опыт работы для педагогов на тему «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Юлия Цвет
Опыт работы для педагогов на тему «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовили воспитатели : Мельникова Н. Г., Рябова Ю. В.

2. «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». Василий Александрович Сухомлинский.

3. Актуальность опыта

Публикация «Опыт работы для педагогов на тему „Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Проблема приобщения ребенка к книге в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть у телевизора и компьютера и все реже с книгой.

Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость. Все это способствует разложению нравственных устоев.

Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т. д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.

Ведущая педагогическая идея

Состоит в том, чтобы «посеять и взрастить» в детской душе семена любви к истории и культуре своей страны, к нравственным качествам, которые русский народ всегда ценил и прославлял: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, трудолюбие.

4 Слайд. Цель опыта : создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания дошкольников посредством сказок.

Задачи:

1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т. д.).

2. Способствовать развитию познавательной активности детей.

3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений.

5. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор.

6. Развивать у детей чувства любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

7. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.

5 сл. Сказка-это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

6 слайд. Принципы работы со сказками

1. Осознанность

Осознание причинно следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

2. Множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

3. Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях.

Классификация русских народных сказок :

Сказки о животных.

• Волшебные сказки.

• Бытовые сказки.

7 слайд. Сказки о животных.

Здесь действуют рыбы, звери, птицы,они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. «Мужик и медведь», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса» и др.

8 слайд. Волшебные сказки

В основе лежит чудесный, фантастический, неограниченный мир. «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»и т. д.

9 слайд. Бытовые сказки

Воспроизведение обыденной жизни. Порядочность и честность противостоят жадности и злобе. «Про мужика-бедняка», «Ленивая жена», «Каша из топора» и т. д.

10 слайд. На данном слайде представлена методика проведения занятий по возрастам.

11 слайд. Методы ознакомления детей со сказкой :

• Чтение воспитателя.

Рассказывание.

• Дидактические игры и литературные викторины.

Приемы формирования восприятия сказок :

• выразительность чтения;

• повторность чтения;

• выборочность чтения;

• инсценировка сказки;

• просмотр иллюстраций.

12 слайд. Этапы работы со сказкой по нравственному воспитанию дошкольников :

1. Знакомство с народной сказкой (чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций) развитие эмоционального отношения к действиям и героям сказки;

2. Эмоциональное восприятие сказки детьми (пересказ содержания, подвижные игры персонажами) закрепление содержания сказок;

3. Художественная деятельность (отношение к герою сказки в рисовании) воплощение переживаний, развитие навыков сочувствия к судьбе и поступкам персонажей;

4. Подготовка к самостоятельной деятельности (инсценировка сюжета) понимание нравственных уроков сказки, развитие умений оценивать поступки окружающих людей.

13 слайд. Развивающая среда в детском саду играет важную роль. И выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

14 слайд. В работе с детьми мы используем обыгрывание сказок, разнообразные дидактические игры, разные виды театра (пальчиковый, кукольный, теневой и другие).

15 слайд. После прочтения сказки, её анализа и осмысления, ответов на вопросы мы так же предлагаем ребятам нарисовать сюжет сказки.

16 слайд. Необходимо так же привлекать работе по данной теме родителей, чтобы всесторонне развивать ребенка.

17 слайд. Преимущество сказки в нравственном воспитании дошкольников :

1) отвечает природе ребенка, близка его мышлению, представлению;

2) помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло;

3) дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества;

4) развивают в детях гуманные чувства, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

18 слайд. «…Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»,

«…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» (В. А. Сухомлинский)

«Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…» (Сергей Королев)

19 слайд Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы для педагогов на тему «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 28 сентября 2022 в 20:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы для педагогов на тему «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Цвет в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД