Юлия Цвет
Опыт работы для педагогов на тему «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили воспитатели : Мельникова Н. Г., Рябова Ю. В.
2. «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». Василий Александрович Сухомлинский.
3. Актуальность опыта
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Проблема приобщения ребенка к книге в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть у телевизора и компьютера и все реже с книгой.
Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость. Все это способствует разложению нравственных устоев.
Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т. д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.
Ведущая педагогическая идея
Состоит в том, чтобы «посеять и взрастить» в детской душе семена любви к истории и культуре своей страны, к нравственным качествам, которые русский народ всегда ценил и прославлял: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, трудолюбие.
4 Слайд. Цель опыта : создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания дошкольников посредством сказок.
Задачи:
1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т. д.).
2. Способствовать развитию познавательной активности детей.
3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений.
5. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор.
6. Развивать у детей чувства любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
7. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.
5 сл. Сказка-это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
6 слайд. Принципы работы со сказками
1. Осознанность
Осознание причинно следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.
2. Множественность
Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
3. Связь с реальностью
Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях.
Классификация русских народных сказок :
• Сказки о животных.
• Волшебные сказки.
• Бытовые сказки.
7 слайд. Сказки о животных.
Здесь действуют рыбы, звери, птицы,они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. «Мужик и медведь», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса» и др.
8 слайд. Волшебные сказки
В основе лежит чудесный, фантастический, неограниченный мир. «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»и т. д.
9 слайд. Бытовые сказки
Воспроизведение обыденной жизни. Порядочность и честность противостоят жадности и злобе. «Про мужика-бедняка», «Ленивая жена», «Каша из топора» и т. д.
10 слайд. На данном слайде представлена методика проведения занятий по возрастам.
11 слайд. Методы ознакомления детей со сказкой :
• Чтение воспитателя.
• Рассказывание.
• Дидактические игры и литературные викторины.
Приемы формирования восприятия сказок :
• выразительность чтения;
• повторность чтения;
• выборочность чтения;
• инсценировка сказки;
• просмотр иллюстраций.
12 слайд. Этапы работы со сказкой по нравственному воспитанию дошкольников :
1. Знакомство с народной сказкой (чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций) развитие эмоционального отношения к действиям и героям сказки;
2. Эмоциональное восприятие сказки детьми (пересказ содержания, подвижные игры персонажами) закрепление содержания сказок;
3. Художественная деятельность (отношение к герою сказки в рисовании) воплощение переживаний, развитие навыков сочувствия к судьбе и поступкам персонажей;
4. Подготовка к самостоятельной деятельности (инсценировка сюжета) понимание нравственных уроков сказки, развитие умений оценивать поступки окружающих людей.
13 слайд. Развивающая среда в детском саду играет важную роль. И выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
14 слайд. В работе с детьми мы используем обыгрывание сказок, разнообразные дидактические игры, разные виды театра (пальчиковый, кукольный, теневой и другие).
15 слайд. После прочтения сказки, её анализа и осмысления, ответов на вопросы мы так же предлагаем ребятам нарисовать сюжет сказки.
16 слайд. Необходимо так же привлекать работе по данной теме родителей, чтобы всесторонне развивать ребенка.
17 слайд. Преимущество сказки в нравственном воспитании дошкольников :
1) отвечает природе ребенка, близка его мышлению, представлению;
2) помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло;
3) дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества;
4) развивают в детях гуманные чувства, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
18 слайд. «…Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»,
«…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» (В. А. Сухомлинский)
«Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…» (Сергей Королев)
19 слайд Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Спасибо за внимание!