алсу салахова
Оформление уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация о правильном оформлении уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам
Для фиксации меняющихся природных объектов могут быть разработаны различные типы графических моделей. В педагогической интерпретации — это календари наблюдений за явлениями природы. Их главное содержание — знакомство с птицами и с другими меняющимися сезонными явлениями природы, ростом и развитием живых существ. Ведение календаря дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции. Как показывает практика дошкольного воспитания - познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится прежде всего не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды. В конце осени, например, ребята забывают, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Дети без помощи взрослого не улавливают логику закономерных изменений.
Публикация «Оформление уголка „Календарь природы“ по всем возрастным группам» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Я представлю вам календари для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.
Для второй младшей и средней групп — это набор картинок по каждому сезону, на которых в соответствии с программой изображены основные погодные явления. Малышам надо научиться выделять солнце, облака, дождь и т. д. На ряде картинок должно быть нарисовано одно и то же дерево (например, береза) в разных условиях: в тихую и ветреную, в дождливую и солнечную погоду, с зелеными листьями, с желтыми листьями во время листопада, без листьев. Еще должна быть плоская картонная кукла с набором бумажной одежды на все сезоны. С помощью картинок дети закрепляют представления о явлениях природы, полученные во время наблюдений. Кукла же помогает определить степень тепла или холода и вносит игровой элемент в деятельность малышей.
Методика работы с детьми соответствует возрастным особенностям. С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).
Собираясь на прогулку в понедельник, воспитатель показывает детям куклу, сообщает ее имя, говорит, что она пришла к ребятам в гости и хочет посмотреть, как они одеваются. После прогулки кукла ждет, пока малыши разденутся,— ей не терпится узнать, что они видели на участке. Воспитатель предлагает детям назвать то, что они заметили во время наблюдений (солнце, дождь и т. д.). «Сейчас мы тебе покажем картинку»,— говорит педагог, обращаясь к кукле, и достает коробку с набором карточек, изображающих различные явления природы. Он показывает карточку, на которой изображено не то, что видели ребята на прогулке. «Дети, мы с вами смотрели на солнышко. Это солнышко?— Нет, это облака, давайте найдем другую картинку, где нарисовано солнце». Дети находят нужную картинку, показывают ее кукле и ставят на подставку (типа книжной). «Ты, наверное, тоже хочешь погулять? — обращается педагог к кукле. — Погуляй здесь (ставит ее возле карточки). Солнышко на тебя будет светить. Только надо одеться. Сегодня тепло, ребята во время прогулки были в легких кофточках. Ты тоже надень кофточку». Воспитатель находит бумажную кофточку, надевает ее на куклу и говорит, что Наташа (имя куклы) теперь тоже гуляет.
Ежедневные наблюдения с использованием карточек и куклы в течение первой недели помогут детям второй младшей группы начать знакомиться с разнообразием природных явлений. В дождливую погоду, когда ребята не идут на прогулку, воспитатель проводит наблюдения из окна. Детям интересно: все кругом мокрое, блестящее, по стеклу ползут капли дождя. Педагог обращает внимание на то, что ребята на улице не гуляют, только взрослые идут по делам — на них плащи, у некоторых зонтики. Кукла появляется и в такую погоду. Дети находят карточку, изображающую дождь, и отпускают Наташу гулять, надев на нее плащ или срочно изготовив зонтик.
В средней группе сохраняется тот же принцип работы с календарем, но четырехлетние дети уже более обстоятельно наблюдают за погодой, отмечают характерные для нее признаки (например, ветер то возникает, то затихает; туча набежала, пошел дождь, затем снова солнце светит). В этом случае выставляются две-три картинки (береза в безветренном состоянии, береза в порыве ветра — листопад и т. д.). Кукла может быть та же самая, но набор одежд ей следует сделать новый (выросла — ей купили новую одежду).
Таким образом, работа с набором картинок и куклой во второй младшей и средней группах способствует формированию у детей отчетливых представлений о сезонных явлениях природы, учит фиксировать наблюдения с мощью готовых образов-картинок. Игровым способом дошкольники подводятся к умению определять степень тепла и холода. Все это является базой для ведения календаря природы в старшем дошкольном возрасте.
Календарь природы для старшей, подготовительной к школе групп состоит из трех граф: 1) время; 2) неживая природа (погода); 3) живая природа (растительный и животный мир, труд людей. В календаре детей шестого жизни первая графа представлен одной неделей, в календаре детей ceдьмого года жизни — четырьмя (клеточки второй недели закрашены, остальные-пустые). Это важно для формирования у детей, идущих в школу, отчетливых временных представлений: при обсуждении заполненного календаря он видят, что в сентябре четыре недели, а наблюдения за сезонными явлениями природы велись в течение одной (второй) недели. В дальнейшем при заполнении календаря им станет понятно временная протяженность сезона: три месяца, каждый из которых состоит из четырех недель, в свою очередь каждая из которых состоит из семи дней.
Ежедневно после прогулки дети закрашивают клеточку, соответствующую данному дню, и проставляют значки, обозначающие погоду. В конце недели (в четверг или пятницу, понаблюдав за растительностью и животным миром, дошкольники рисуют картину живой природы.
При ведении календаря необходимо обратить внимание на следующие моменты: он должен заполняться детьми своевременно под руководством воспитателя; условные значки — это схематизированные рисунки явлений, которые дети наблюдают. Аккуратно и красиво заполнить клетки календаря помогут специальные трафаретки, изготовленные воспитателем из плотной прозрачной пленки или картона. Это особенно важно на первых этапах в старшей группе, когда дети только знакомятся с календарем такого типа. Рисование по трафареткам интересно дошкольникам и нивелирует разницу их изобразительных умений.
Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения их читать (рассказывать о наблюдениях по календарю, важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими являются следующие обозначения: дни недели – разным цветом, погоду – значками натуралистического характера (например, ветер – дерево, наклонившееся в сторону, снег – графическое изображение снежинок и т. д.) Особенно следует остановится на графическом изображении степени тепла и холода: это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, платье, в пальто (куртку, в шубе. Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки. Если детям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можно заменить «галочкой» того или иного цвета, например, воробей – коричневая «галочка», голубь – синяя, синица – желтая, снегирь – красная и т. д.
Опыт внедрения календарей в практику детских садов, показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.