Надежда Яковлева
Проект «В здоровом теле — здоровый дух»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: практико-ориентированный
Срок реализации: долгосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, инструктор по физической
культуре, воспитатели групп, семьи воспитанников.
Актуальность проекта.
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. О проблемах здоровья говорят все больше и больше, а здоровых детей год от года становится все меньше. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических. Формирование осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов и родителей. Ведь не секрет, что благоприятные условия развития, обучения, и воспитания ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности.
Темочки:
Цель проекта:
создание у детей мотивации заниматься физической
культурой и различными видами спорта и
способствовать их физическому развитию.
Задачи проекта:
пропаганда здорового образа жизни;
развитие физических качеств;
взаимодействие с родителями;
применение новых методов оздоровления;
взаимодействие с социумом.
Этапы деятельности :
подготовительный (информационно –аналитический);
практический (проведение цикла мероприятий направленных на укрепление здоровья дошкольников);
заключительный (изготовление "волшебная книга здоровья").
Ожидаемый результат:
обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
повысится интерес детей к физкультурным занятиям и
спорту;
у детей сформируются представления о здоровом
образе жизни;
у родителей сформируются представления о создании
благоприятного эмоционального и социально –
психологического климата для полноценного
развития ребенка.
Формы организации деятельности:
игровые;
практические;
наглядные;
словесные.
Методы проекта:
физкультурные занятия;
праздники, досуги, развлечения с привлечением
родителей;
НОД
Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка
в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности.
Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути,
зависит дальнейшая жизнь маленького человека.
Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.
Дошкольный возраст — один из самых коротких в жизни человека. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда.
Основные задачи нашего детского сада - это формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья.
Внедрение ЗОЖ в детском саду рождает выработку человеческих ценностей у детей, таких как здоровье, ответственность за себя, выбор правильного поведения в различных жизненных ситуациях.
План реализации проекта
1. Планирование и соблюдение режима дня в детском саду. Режим дня – это грамотное распределение времени, отпущенного под занятия. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. Составлять режим нужно с учетом возраста и индивидуальных особенностей организма, чередуя работу с отдыхом. День стоит потратить на естественные нужды (сон, пища, игра и прогулка) и вовлекать детей в различные трудовые процессы, помогать освоить навыки. Продуманный распорядок дня способствует восстановлению сил, укрепляет иммунитет, повышает тонус, воспитывает здоровые привычки, ответственность и дисциплину.
2. Физические нагрузки. Зарядка, гимнастика, всевозможные эстафеты, активные игры, танцы — это все аспекты ЗОЖ, применяемые в детском саду. Физические упражнения дают возможность научиться управлять свои телом. Они приводят к улучшению аппетита и нормализации обмена веществ. Нужно помнить, что дети должны получить достаточную физическую нагрузку, соответствующую их возрастным возможностям и группе здоровья.
3. Пребывание на свежем воздухе. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка способствует повышению выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют и много двигаются.
4. Разнообразие питания в детском садике (овощи, фрукты, каши, молочные продукты) без любого принуждения. Пища для детей - это не только источник энергии, она необходима для их роста и развития. Поэтому в продуктах, потребляемых ребенком, в достаточном количестве должны содержаться различные витамины, в особенности – A, B, C и D.
Витамин А очень важен для зрения и роста. Он есть в моркови, сливочном масле, помидорах, яйцах, петрушке.
Витамин B помогает поддерживать работу сердца (молоко, мясо, хлеб).
Витамин С защищает от стрессов и болезней (апельсины, лимоны, ягоды, капуста, лук).
Витамин D укрепляет кости и мышцы. Его много в молоке и яйцах.
5. Закаливание детей. Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды. Процедуры закаливания в саду направлены на поднятие уровня иммунитета с учетом возраста малыша и его состояния здоровья. Главное правило – закаливание должно быть регулярным! Его следует проводить в течение всего года, постепенно увеличивая продолжительность процедур.
Вот некоторые способы закаливания в саду:
- оздоровительные прогулки, ежедневно
- умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
- воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
- ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)
6. Неограниченность в движении и познавании предметов. Это содействует гармоничному физическому развитию и закаливанию организма, поддерживает эмоционально-положительный тонус ребенка и развивает силу и выносливость.
7. Навыки личной гигиены. Следует как можно раньше научить ребенка соблюдать правила гигиены, чтобы уберечь его от многих проблем со здоровьем. Важно не только объяснить ребенку необходимость поддерживать чистоту, но и своим собственным примером побуждать его к этому (уход за зубами дважды в день, мытье рук, полоскание рта после еды, купание, смена белья).
8. Полноценный сон. Полноценный сон, в том числе дневной, необходим для сохранения здоровья и нормального функционирования организма. Он исключает переутомление, дарит бодрость и хорошее настроение. Отсутствие дневного сна может привести к снижению иммунитета, ухудшению памяти, плохой концентрации внимания.
9. Режим проветривания. Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10)
Проветривание комнат должно осуществляться «ежедневно и неоднократно в отсутствие детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит о температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. Широкая аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей. В теплое время года сон организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).» Все помещения с постоянным пребыванием детей нуждаются в проветривании. В «Требованиях» есть подробная таблица с кратностью свежего воздуха в зависимости от помещения, возрастной группы и местоположения детского сада.
10. Спокойствие и любовь. Спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду. Ребенок должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Разрешить сложные ситуации поможет детский психолог.
Основная цель нашего дошкольного учреждения заключается в формировании у детей правильного и заботливого отношения к собственному здоровью, развитии скорости реакции, ловкости, силы, и быстроты. Мы ставим перед собой задачу научить детей управлять своим эмоциональным состоянием, принимать взвешенные решения, и обеспечить высококвалифицированную диагностику их состояния здоровья.
Улучшение физической формы детей в дошкольных учреждениях должно быть частью совместных усилий не только педагогов, воспитателей и психологов, но и родителей. Это важное звено, в которое необходимо активно включаться родителям и сотрудничать с педагогами в тандеме.