Макарова Ирина
Проект «В здоровом теле — здоровый дух» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт проекта
Тип проекта Познавательно-оздоровительный
Продолжительность проекта Среднесрочный
Дата реализации 18 - 29 октября 2021г
Участники проекта Воспитатели, воспитанники, медсестра, физорг, родители
Количество основных участников 24 ребёнка
Возраст основных участников 6-7 лет
Форма проведения Групповая
Публикация «Проект „В здоровом теле — здоровый дух“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Характер контактов Среди детей одной группы
Место проведения Спортивная площадка и прогулочные участки на территории детского сада, групповое помещение
Образовательная область Физическое развитие, познавательное развитие
Интеграция образовательных областей Физическое развитие; художественно - эстетическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие
Что означает пословица? «В здоровом теле - здоровый дух!»
Мы привыкли понимать эту пословицу следующим образом: если регулярно заботиться о здоровье тела, то и дух (душа, внутренний мир) у нас будет здоровым. Речь идет о душевном здоровье, в это понятие входит психологический комфорт, внутренняя гармония, ощущение счастья, бодрость, целеустремленность, доброе отношение к окружающему миру, отсутствие необоснованных страхов, спокойствие.
Смысл пословицы
Смысл, который люди вкладывают в фразу «в здоровом теле — здоровый дух» заключается в том, что человек, который занимается спортом, не имеет вредных привычек, правильно питается и принимает витамины, будет бодрым, полным внутренних сил и способным к великим делам. На деле это не всегда так. Есть люди, которые усиленно занимаются спортом, проводят дни в фитнес-клубах, тренажерных залах, бесконечно качают бицепсы и трицепсы, но при этом они недостаточно добры душой, не чувствуют внутри себя гармонию и счастье. А есть, напротив, люди с тяжелыми заболеваниями, прикованные к больничной койке, но они не теряют оптимизма, бодрости духа, великодушны и даже помогают другим в своем тяжелом положении.
Но доля истины в этом утверждении все же есть: занятия спортом и сбалансированное питание укрепляют волю, повышают самооценку, улучшают настроение, дают заряд бодрости и энергии. Главное, не переусердствовать, иначе ЗОЖ будет уже не в радость, а, наоборот, может начать разрушать душевное здоровье.
2. Структура проекта
Актуальность темы. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладывание основных черт личности, формирование характера, отношения к себе и окружающим. К сожалению здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.
Поэтому очень важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом еще в детском саду, развить представления о необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровье сберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Проблема: Высокая заболеваемость детей, обусловленная следующими причинами:
• часто болеющие дети;
• частые пропуски детьми утренней гимнастики;
• отказ некоторых детей от занятий физической культурой;
• одежда детей не всегда соответствует температурному режиму;
• малоэффективные формы работы с родителями.
Необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, приобщение родителей к активной работе по укреплению здоровья своих детей.
Цель проекта : создание максимально благоприятных условий для закрепления представлений о ценностях здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы.
Гипотеза: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о здоровом образе жизни, положительное отношение к нему, начнут проявлять инициативу на занятиях физической культурой и спортом, отразят свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Задачи проекта :
Образовательные:
• расширить представление детей о здоровье, здоровом образе жизни;
• сформировать у детей ответственность за свое здоровье;
• способствовать педагогическому просвещению родителей воспитанников по вопросам здорового образа жизни.
Развивающие:
• развивать у детей умение избегать опасных для здоровья ситуаций;
• развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт проведения мероприятий
Воспитательные:
• воспитывать позитивное отношение и привычку к здоровому образу жизни; целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Предполагаемый результат:
• расширится представление детей об укреплении и сохранении здоровья, о гигиенической культуре;
• у воспитанников сформируется мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей;
• повысится уровень компетентности родителей в вопросах оздоровления и укрепления организма детей.
3. Этапы реализации проекта :
Планово-диагностический
• Системный анализ и оценка ситуации,
• Выработка концептуальной основы проекта.
Организационно-исполнительский
• Создание, внедрение и реализация физкультурно-оздоровительного комплекса при тесном взаимодействии: педагоги-дети-родители.
Описательно итоговый
• Оценка степени сформированности представлений о ЗОЖ, здоровье,
• Итоги реализации проекта.
1 этап: Планово-диагностический
Цель: Выявить уровень представлений детей подготовительной к школе группы 6-7 лет о ЗОЖ, уровень компетентности родителей в вопросах оздоровления и укрепления организма детей.
Содержание:
• выявление уровня знаний в области здорового образа жизни у детей через наблюдения, беседы, игры;
• анкетирование родителей;
• составление плана работы;
• разработка содержания проекта (изучение методической литературы, подбор материала для работы с детьми, родителями и педагогами).
2 этап: Организационно – исполнительский
Формы работы с детьми:
• ООД (аппликация, лепка, рисование, ознакомление с окружающей действительностью, восприятие художественной литературы);
• ОД в режиме дня (гимнастика (дыхательная, пальчиковая, для глаз и т. д. ; «Тропа и дорожки здоровья»; прогулки на свежем воздухе; дидактические игры и упражнения; презентации; мультфильмы и т. д.);
• самостоятельная деятельность (настольно-печатные, сюжетно- ролевые игры, раскрашивание раскрасок и т. д.);
• совместная деятельность родителей с детьми (чтение художественной литературы, беседы, игры).
Формы работы с родителями: анкетирование, консультации, книжки-передвижки, памятки, рекомендации, листовки.
Методы и приемы: беседы, игровые приемы с элементами театрализации, использование ИКТ, индивидуально-дифференцированный подход, создание и решение проблемных ситуаций.
Средства обучения: картотеки, алгоритмы по режимным моментам, оборудование для закаливания, оздоровления в физкультурно-оздоровительном центре, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактические игры, ИКТ, литературный материал и т. д.
Работа с воспитанниками группы
Познавательное развитие
Беседы с детьми: «Витамины с грядки», «Что такое здоровье?», «Правила личной гигиены», «Береги здоровье смолоду», «Чистота залог здоровья», «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок», «Знакомимся со своим организмом», «Наши верные друзья», «Роль лекарств и витаминов», «Скелет – наша опора», «Здоровье – главная ценность человеческой жизни», «Витамины вокруг нас», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Секреты здоровья», «Как уберечься от инфекций», «Травма: как ее избежать?», «О вкусной и здоровой пище», «Чистота – залог здоровья», «Кто спортом занимается, здоровья прибавляется», «Микробы», «Правила поведения на прогулке», «Откуда берутся болезни», «Чтобы кожа была здоровой», и др.
Познание: «Путешествие в страну здоровья», «Полезные и вредные привычки», «Здоровый образ жизни», «Путешествие на воздушном шаре в страну Здоровья», «Путешествие в сад Здоровья», «Если хочешь быть здоров», «Береги свое здоровье», «Пейте, дети, молоко – будете здоровы», «Мое тело», «Органы – помощники», «Лекарственные растения», «Микробы и вирусы». «Опасные предметы в нашем доме», «Ядовитые грибы и ягоды».Выставка «Мои достижения!» (Медали, грамоты награды в спорте).
Опытно – экспериментальная деятельность: «Наши помощники – органы чувств», «Фруктовая лаборатория», дегустация витаминных напитков (шиповник, имбирный чай, лимонный напиток, дегустация отваров целебных трав (ромашка, чабрец, мелисса, приготовление витаминного салата. Исследовательская деятельность: «Значение воздуха для организма», «Свойства воды», «Свойства снега» сравнение чистых и грязных;
Видеоролики и презентации: «ЗОЖ», «Виды спорта», «Олимпийские чемпионы», «Здоровый образ жизни» и др.
Мультсеансы: «Старые знакомые», «Все на матч», «Мойдодыр», «Айболит»; «Смешарики» из серии «Азбука здоровья» : «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», «Горький вкус справедливости», «Скажи микробам: «Нет!», «Если хочешь быть здоров»; «Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни», «Митя и микробус» и т. д.
Речевое развитие
Составление рассказов на тему «Чтобы быть здоровым…», «Как моя семья выезжала на отдых», технология: Клубный час «Зожики».
Чтение художественной литературы: Г. Остер «Про Петьку – микроба», Г. Зайцев «Приятного аппетита», М. Безруких «Разговор о правильном питании», Н. Рыжкова «Как люди речку обидели»; В. П. Катаев «Грибы»; К. И. Чуковский «Айболит», «Федорино горе», Р. Бианки «Репортаж со стадиона «Жукамо», Ю. Тувим «Овощи», А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту», «Придуманные сны», «Мы с Тамарой санитары», С. Михалкова «Прививка», «Грипп»; и т. д.
Пословицы и поговорки, потешки о здоровье.
Загадывание и разгадывание загадок по теме, придумывание своих загадок.
Художественно – эстетическое развитие
Рисование: «Здоровое питание», «Фруктовый мир», «Я дружу со спортом», «Витаминный салат», «Микробы на ладошках», «Лекарственные травы».
Лепка: «Полезная и вредная еда», «Полезные овощи», «Чемоданчик доктора Айболита».
Аппликация: «Витаминная корзина», «Веселая зарядка».
Конструирование: «Спортивная площадка», «Каток», «Фрукты», «Огород».
Физическое развитие:
Оздоровительные упражнения : «Аист», «Птичка», «Подсвечник», «Посмотри на часы», «Кто сумеет», «Ноги за голову», «Ножницы», «Собирание предметов», «Марионетка», «Собачка такса», «Ласточка»; клубный час "ЗОЖИКИ" и др.
Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация.
Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения.
Дыхательная гимнастика (по методике А. Н. Стрельниковой) : «Ладошки», «Погончики», «Насос» и др.
Пальчиковая гимнастика: «Компот», «Овощи», «Я хочу построить дом», «Наши друзья».
Массаж и самомассаж (массаж активных точек, ходьба по массажным коврикам)
Игровая деятельность
Сюжетно – ролевые игры: «Олимпиада», «Игрушки на приеме у врача», «Спортивная секция», «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Детский сад», «Мы – спортсмены», «Магазин», «Семья», «Аптека», «Санаторий», «Оздоровительный центр».
Дидактические и развивающие игры: «Чудесный мешочек», «Лабиринты здоровья», «Узнай и назови овощи», «Азбука здоровья», «Полезно – вредно», «Поможем Мойдодыру», «Оденем куклу на прогулку», «Ты – моя частичка», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Угадай по звуку», «Что сначала, что потом», «Аскорбинка и ее друзья», «Таня простудилась», «Вымоем куклу», «Правила гигиены», «Наши помощники», «Что любят наши зубки?» «Вылечи больной зуб», «Разложи полезные продукты», «Что было бы, если бы…», «Какого помощника не хватает?», «Так или не так», «Если кто-то заболел», «Если ты поранился», «Здоровый малыш», «Назови правильно»; «Что у нас внутри?», «Я принимаю душ», «Я умываюсь», «Мое тело», «Чтобы зубы были крепкими», «Во саду ли, в огороде», «Таблетки на грядке» «Режим дня», «Спорт», «Правила личной гигиены», «Полезная и вредная еда».
Игровая терапия: игры с водой и песком (тактильно – кинестетическая чувствительность, снятие эмоционального напряжения).
Театрализованные игры: «Айболит», «Мойдодыр».
Подвижные игры: «Выше ноги от земли», «Ловля обезьян», «Бездомный заяц», «Ручеек»; «Вышибалы», «Горячая картошка», «Ключи», «Тетера», «Салки», «У медведя во бору», «Охотники и утки», «Хитрая лиса», «Гори, гори ясно», Не оставайся на полу», «День и ночь», «Волк и зайцы», «Лиса и куры», «Медведи и пчелы» и т. д.
Работа с родителями воспитанников:
• Папки-передвижки: «Здоровое питание», «Личная гигиена дошкольника», «Закаливание день за днем», «Здоровый образ жизни семьи».
• Консультации: «Режим дня» «Азбука здорового образа жизни», «Как с пользой для здоровья проводить выходные дни», «Утренняя зарядка для детей», «Советы по укреплению здоровья детей», «Как приучить ребенка чистить зубы», «Как заставить ребенка есть фрукты и овощи», «Компьютер – плюсы и минусы», «Больше внимания осанке»; «Двигательные игры-разминки», «Полезные привычки» и др.
• Буклеты и памятки: «Соблюдаем режим дня – сохраняем здоровье!» «Сказка ложь – да в ней намёк» (терапевтическое значение сказок, «Комплекс зрительной гимнастики на каждый день», «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия», «10 правил здорового образа жизни».
• Совместно с родителями были оформлены выставки детских рисунков, аппликаций, творческих работ. Кроме этого, для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей старшего возраста, мастер – класс по изготовлению нестандартного оборудования, оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей, организовывались праздники и соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты».
Совершенствование предметно – пространственной среды:
• Пополнение уголка здоровья.
• Дополнение картотек: дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.
• Подбор иллюстраций и картин, имеющих отношение к здоровью (микробы, вирусы, строение тела человека, полезные вредные продукты
3 этап: Описательно – итоговый
Цель: Оценка степени сформированности представлений детей о ЗОЖ, укрепление здоровья у детей.
Подведение итогов познавательно-оздоровительного проекта.
Форма подведения итогов:
Представление продуктов проекта для родительской и педагогической общественности;
• Анкетирование родителей «ЗОЖ в семье»;
• Поучительные сказки о здоровом образе жизни;
• Азбука здоровья;
• Книжка самоделка о ЗОЖ;
• Интервью детей «Что вы знаете о ЗОЖ?»
• Интеллектуально-спортивная викторина для детей «Школа здорового образа жизни»;
• Стенгазета «ЗОЖ»;
• Беседа с детьми на тему: «Если ты заболел…» с участием медсестры Смольяниновой О. А.
• Беседа «Витамины с грядки»
• Итоговое мероприятие: квест-игра «В поисках ключа здоровья».
Результаты проекта :
• Дети получили доступные знания о путях сохранения и укрепления своего здоровья.
• Повысился уровень знаний родителей о формировании ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
• Пополнились атрибуты для проведения пальчиковой гимнастики, самомассажа.
• Пополнились картотеки загадок о предметах личной гигиены, правилах безопасного поведения, спорте.
• Расширился опыт работы с родителями воспитанников.
• В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были получены следующие результаты:
• Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по
коврикам - массажерам, самостоятельно овладели методикой полоскания рта, охотно использую тренажеры, изготовленные родителями, испытывая при этом удовольствие, умывают руки по локоть, полощут рот, играют с водой.
• Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают,
прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
• У детей подготовительной группы появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.
Прослеживается динамика снижения заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, прослеживается положительная динамика в выборе спортивной секции, активность заниматься физкультурой, правильное питание, с удовольствием принимают участие в закаливающих процедурах.
Методическое обеспечение проектной деятельности
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Изд-во: Мозаика-Синтез, 2014. 64 с.
2. Вильчковский Э. С. Развитие двигательной функции у детей. – Киев: Здоровье, 1983. 205 с.
3. Елжова Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. – Изд-во: Ростов на Дону, Феникс, 2011. 216 с.
4. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы. – Волгоград, Изд-во: Учитель, 2016. 172 с.
5. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселева, Т. С. Лагода, Т. А. Данилина. – Изд-во: М. : АРКТИ, 2013.
6. Ногина Е. А. Проектная деятельность как средство обучения детей дошкольного возраста. – Екатеринбург, 2017. 124 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
8. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М. : УЦ «Перспектива», 2013. – 104 с.
9. Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Разработано в соответствии ФГОС – СПб: «Детство-пресс» 2014.
10. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.
11. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», автор С. С. Прищепа, Москва 2009г.
Ресурсное обеспечение: ПК, видеофильмы, мультфильмы, Интернет-ресурсы, фотоматериалы, аудиозаписи, художественная литература.