софья токарева
Успешность реализации модели организации адаптационного периода при поступлении в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - годы чудес. Ранний возраст – чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. д. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с семьей и страхом новизны. В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений. Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, а том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.
Публикация «Успешность реализации модели организации адаптационного периода при поступлении в ДОУ» размещена в разделах
ЦЕЛЬ:определить помощь детям и их родителям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
определить возможности создание условий для прохождения ребенком адаптационного периода.
ЗАДАЧИ:охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; (задачи по ФГОС ДО)
АДАПТАЦИЯ-- это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Заключение договора с родителями;
- Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад».
- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к детскому саду».
-Родительское собрание «Адаптация ребенка в детском саду».
-Консультация «Формирование самостоятельности у детей».
-Консультация «Особенности возрастного развития детей 2-3 лет».
-Буклет «Первые дни ребенка в детском саду»-
-Папка- передвижка «Зайка идет в садик» (проблемы адаптации).
-Презентация на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
РАБОТА С ДЕТЬМИ.
Диагностирование детей
Индивидуальный подход к ребенку
Формирование детского коллектива
Формирование эмоционально-положительного контакта детей с взрослыми
Развитие культурно-гигиенических навыков
Продуктивная деятельность
Сохранение и укрепление здоровья
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.
Консультация для воспитателей:
«Условия успешной адаптации детей
к ДОУ– новые подходы в работе воспитателей».
-Памятка для воспитателей:
«Темперамент ребенка и его воспитание».
-Семинар- практикум: «Шаги на встречу».
-Консультация: «Игровая деятельность детей в адаптационный период.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:
Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю);
Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Используем следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям:
элементы телесной терапии (обнять, погладить);
исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
релаксационные игры (песок, вода);
сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Проанализировав анкеты,адаптационные карты, мы получили следующие результаты:
52% детей, адаптация прошла по 1 группе – адаптация легкая. У некоторых детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в последующем быстро нормализовалось. В первые дни были недостаточно активны, иногда капризничали, наблюдалось лёгкая плаксивость или хныканье. В течение недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.
48% детей, адаптация прошла по 2 группе- адаптация средней тяжести. У детей этой группы настроение неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода, нарушается сон и аппетит, снижается речевая и общая активность, возникают простудные заболевания. В первые дни и недели дети были несколько пассивны и малоподвижны, в руках можно было заметить игрушку, принесенную из дома.
В течение 2-3 недель дети освоили группу, адаптировались к среде группы, стали замечать окружающую обстановку, включались в игру, которую организовывает педагог. Стабилизировалось эмоциональное состояние, наладился аппетит, сон, стали самостоятельнее, общительнее со сверстниками и взрослыми. Стали проявлять интерес к непосредственно - образовательной совместной деятельности.
3 и 4 группы – адаптация тяжелой и крайне тяжелой в нашей группе нет.