Лариса Александрова
Коррекционная работа при исправлении дефекта смягчения у дошкольников с ФФН
▼ Скачать + Заказать документы
"Коррекционная работа при исправлении дефекта смягчения у дошкольников с фонетико-фонетическим недоразвитием речи"
Дефект смягчения.
В наше время в практике всё чаще встречаются дети с дефектом смягчения, который проявляется в нарушении произношения согласных, имеющих твердую (мягкую) пару. Дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные.
Исключением будут звуки Ш, Ж, Ц, не имеющие мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й, не имеющие твердых пар.
Публикация «Коррекционная работа при исправлении дефекта смягчения у дошкольников с ФФН» размещена в разделах
Если у ребенка выявился дефект смягчения, то свою работу начинаем именно с него, предварительно отработав с гласными звуками.
Полное устранение дефекта на раннем этапе в устной речи предотвратит появление акустической дисграфии в письменной речи.
Коррекция дефекта смягчения проводится на индивидуальных занятиях.
Факторы предрасполагающиек возникновению дефекта :
Снижение физического слуха
Несформированность фонематических процессов
Нарушение в строении артикуляционного аппарата
Нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры
Среди дефектов смягчения наблюдаются :
1. Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п.). Фонетико-фонематический дефект;
2. Излишнее смягчение (Собака идет домой – Сябякя идёть дямёй).В практике встречается чаще, ещё его называют дефектом твёрдости. Фонетико-фонематический дефект;
3. Смешение мягких и твердых звуков в речи (паралалии, то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону. Фонематический дефект.
При произношении мягких звуков особенностью артикуляции является палатализация-(от лат. смягчение) дополнительный к основной артикуляции согласных подьём средней части языка к твёрдому нёбу (или йотовая артикуляция)
Наиболее просты по артикуляционному укладу переднеязычные звуки Т-ТЬ, Д-ДЬ, Н-НЬ, они и похожи по артикуляции (редко бывают нарушены).
Специфика работы
Нарушения произношения твердых и мягких согласных, как правило, возникают при недостатках акустической дифференциации, а также при нарушениях иннервации артикуляционной мускулатуры. Таким образом, работа по исправлению дефектов смягчения ведется в двух направлениях:
1) коррекция фонематического слуха и фонематического
восприятия;
2) выработка правильного артикуляционного уклада при
произнесении парных согласных.
При коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия важно достигнуть понимания ребенком принципа различения твердых и мягких звуков.
Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что от неправильного произнесения звуков может меняться смысл всего слова. Для облегчения данной задачи можно пользоваться графическим материалом, тематическими картинками, сопровождать упражнения определенными движениями. Все это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля.
Нормализация мышечного тонуса
Основная задача при дефекте смягчения –научить ребёнка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата. Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением и противодействием, т. к. они и укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки в работе как на картинке, или язык в положении «Горка», а палочка под языком.
В более упорных случаях (без динамики) можно использовать элементы логопедического массажа с приё мами классического : в первом случае, когда нет мягких - активирующий (укрепляющий, во втором – расслабляющий. Его можно выполнять только после консультации невропатолога, если нет противопоказаний, лучше иметь справочку.
В нашей работе не всегда находится время для этого, поэтому рекомендуем родителям. Ещё один из видов логопедического массажа – самомассаж, его вполне можем проводить, как индивидуально, так и с группой. (в памятке описание).
Более подробно про всё это описано в книге О. И. Крупенчук «Исправляем произношение». Изотонические упражнения и самомассаж там в стихотворной форме. Про массаж также множество книг различных авторов: Е. Ф. Архиповой, Е. А. Дьяковой, И. В. Блыскиной и т. д. Также много информации в интернете.