Ольга Николаева
Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри и гости. Меня зовут На ваше внимание представляется опыт работы на тему: Использование блоков Дьениша
для развития сенсорных способностей у детей младшего дошколшьного возраста.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Публикация «Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Именно значительная часть трудностей, возникающая перед ребенком на начальном этапе обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Возникают сложности воспроизведения различных образцов движений на занятиях по физической культуре.
Для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста необходимы условия создания предметно-развивающей среды.
Есть очень полезные для сенсорного развития дидактические игры,помогающие ребенку легко усвоить различные свойства и признаки предметов.
И одним из самый универсальный на мой взгяд из них - это дидактический материал – логические блоки Дьенеша, которые состоят из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а его часть:
в работе с детьми младшего дошкольного возраста была поставлена цель: развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста, посредством блоками Дьенеша.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш.
Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов.
Блоки Дьенеша предназначены для детей с двух лет.
В помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свои). Первый из альбомов – Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей с 2 до 3 лет).
Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость, когда видят, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы. (Карточки можно скачать и распечатать на цветном принтере)
Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» : Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Можно вместо мешочка использовать емкость с крупами, в который помещаешь фигуры. Игры с использованием «сухого бассейна» очень нравятся малышам, они доставляют большое удовольствие, способствуют развитию координации движений, производится нежный массаж рук, пальчики становятся более чувствительными.
Игра на внимание «Найди пару»
Воспитатель раскладывает перед детьми разные блоки по одному и предлагает найти каждой фигуре пару. Затем просит назвать признаки: цвет, форму и размер подобранных фигур.
Игра на логическое мышление «Продолжи дорожку»
Воспитатель выкладывает дорожку из блоков, чередуя, например, блоки круглой формы по цвету: то синий большой круглый блок, то красный большой круглый блок и т. д. несколько раз. Затем предлагает ребёнку внимательно посмотреть на дорожку и продолжить её. Вариантов игры может быть множество. Можно усложнить: предложить восстановить чередование из 3 фигур.
Игра на развитие логического мышления «Третий лишний».
Варианты игры могут быть использованы по цвету, форме или размеру. Воспитатель выкладывает, например, одинаковые по цвету блоки разной геометрической формы и специально кладёт среди них блок другого цвета. Предлагает детям подумать, какой блок лишний и почему.
Золтан Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой нужно объяснить ребенку основную терминологию – «внутри» и «вне» обруча.
Игра «Найди свой домик» Нужно выбрать все фигуры, соответствующие данному знаку (разложить по коробкам со значками)
Для помощи взрослым в комплект с блоками входят методические указания по их использованию, а так же разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей :
- Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких» (2-3 года);
- Пособие «Удивляй-ка» (2-3 года)
- Альбом «Лепим нелепицы» (от 4-х лет)
- Альбом «Поиск затонувшего клада» (5-8 лет);
- Альбом «Праздник в стране блоков» (5-8 лет);
- Альбом «Спасатели приходят на помощь» (5-8 лет).
Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, закрепляются не только полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
В результате к концу учебного года дети самостоятельно могут выделять и называть цвет, форму, размер предметов, группировать и соотносить их по выделенным свойствам, свободно уметь выделить в предмете 3-4 признака.