Надежда Пантюкова
Проект «Индивидуальные особенности развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Я представляю вашему вниманию выступление на тему индивидуальные особенности развития ребенка. Для начала мы разберем три основных понятия: способные, одаренные и талантливые дети.
Выстроим такую цепочку: способности — одаренность — талант.
1. Способные дети
Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы, большое значение для их развития имеют ЗАДАТКИ. Способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности.
Публикация «Проект „Индивидуальные особенности развития ребенка“» размещена в разделах
Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам. Работать с такими учащимися интересно и трудно: они требуют особого подхода на уроке.
Какого же школьника можно считать способным? :
• он рано научился читать, считать, писать;
• легко запоминает и пересказывает;
• умеет рисовать;
• поет или играет на музыкальном инструменте;
Одаренные дети
Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.
Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности.
Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Отечественные психологи выделяют следующие особенности одаренных детей : яркое воображение; способность к нестандартному восприятию; интуиция; любознательность, оригинальность и конкретность мышления.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Различают одаренность в следующих видах деятельности:
• практической
• познавательной
• художественно – эстетической
• коммуникативной
• духовно-ценностной
Кроме достоинств отмечаются и проблемы одаренных детей:
• Стремление к совершенству
• Ощущение неудовлетворенности
• Нереалистические цели
• Сверхчувствительность
• Потребность во внимании взрослых
• Нетерпимость
По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь три категории одаренных детей.
Первая категория – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности. Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей.
К второй категории можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе. У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам.
Третья группа – дети, достигшие успехов, в каких либо областях деятельности: одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
Талантливые дети
Разная формула способностей определяет талантливость ребенка. Талант — это возможность реализации системы способностей. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять.
Различия талантливости детей проявляются в направленности их интересов. Дальнейшее развитие комплекса их способностей происходит в конкретной деятельности.
способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все.
Талантливые, способные и одаренные дети зачастую находятся в замкнутом пространстве своей одаренности. У них другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений. Эти дети нуждаются в особом педагогическом внимании, как со стороны родителей так и учителей.
Итак, термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей.
Понятие "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный», а в понятие «талантливый" подчеркиваются природные данные человека.
Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
Самое важное для педагога — не прозевать способного, одаренного, талантливого. То есть отличать не только по внешним показателям — не такой, как все. А научиться пользоваться педагогическим инструментарием диагностики, помогающим выявить «скрытую» одаренность. Такие дети, безусловно, нуждаются в особых условиях, поддерживающих развитие их талантов и способностей.
Развитие одаренных и способных детей — актуальная задача современной педагогики.
2. Педагогически запущенные дети
Педагогическая запущенность - это серьезная проблема, которая связана с определенными отклонениями в психологическом развитии детей.
Можно выделить следующие ее разновидности:
1. нравственная - отсутствие представлений о принятых в обществе нормах поведения и моральных ценностях;
2. интеллектуальная - отсутствие интереса к учебе и нежелание развиваться;
3. эстетическая - отсутствие понятия о красоте, а также размывание граней прекрасного и безобразного;
4. медицинская - незнание элементарных правил гигиены или же полное пренебрежение ими;
5. трудовая - презрение к труду и нежелание участвовать в общественно полезной работе. Стоит отметить, что указанные выше виды педагогической запущенности могут встречаться как по отдельности, так и в совокупности.
3. Дети с ограниченными возможностями здоровья
В различных источниках ОВЗ описываются как некоторые отклонения от нормы в физическом, сенсорном или психическом плане. Это своеобразные человеческие дефекты, которые могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. И именно по этим причинам такие дети не могут выполнять некоторые функции либо полностью, либо частично, либо выполнять их с посторонней помощью. Существуют некоторые группы ОВЗ, к которым относятся дети с расстройствами слуха и зрения, общения и поведения, речевых функций, с синдромом умственной отсталости, с дефектами или видоизменениями опорно-двигательного аппарата, с комплексными нарушениями.
4. ДЕТИ ИНВАЛИДЫ
Инвалид — человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
Дети с отклонениями в психическом развитии
Отклонения в психическом развитии ребенка это неадекватное формирование его психологического опыта, вызванного различными сенсорными нарушениями, такими как слепота, глухота, тугоухость, или поражением центральной нервной системы, таким как двигательное нарушение, задержка психологического развития, умственная отсталость.
При всем этом, отклонения в психическом развитии ребенка могут различаться по двум категориям: первичные и вторичные нарушения. К первичным нарушениям относят снижение интеллекта, зрения или слуха, которое имеет органический характер, и требует медицинской коррекции. Ко вторичным, относят нарушения, которые основаны на первичных, носящие системный характер, и поддающихся педагогической коррекции. Первичные нарушения характеризуются отставанием от сроков формирования психологических функций, и качественным отклонением в развитии. При этом нарушаются все познавательные процессы — процесс восприятия, словесно-логического или наглядного мышления. Также нарушаются процессы общения и самоконтроля, затормаживаются процессы смены ведущей деятельности.
Дети с сенсорными нарушениями
К сенсорным нарушениям относят нарушения: слуха; зрения; опорно-двигательной функции. Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины, инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности, венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у глубоко недоношенных детей.
5. Дети, владеющие разными языками («двуязычные»)
Билингвизм - это владение двумя языками и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения. Дети билингвы - это дети, которые по мере необходимости способны общаться на двух или нескольких языках.
Различают следующие виды билингвизма:
В зависимости от ситуации:
- национальный билингвизм (употребление нескольких языков в определенном сообществе);
- индивидуальный билингвизм (выбор языка для индивида диктуется конкретной ситуацией);
- естественный (бытовой (встречается, в основном, у детей от смешанных браков или в семьях эмигрантов, возникает без видимых усилий благодаря языковому окружению (в т. ч. радио и телевидению) и богатой языковой практике, без осознания специфики языка.);
- искусственный (учебный (напротив, характеризуется тем, что знание языка приобретается посредством осознанных действий, включая понимание и применение на практике особенностей языковой системы).
6. Дети мигранты
В настоящее время в российских детсадах большое количество детей – мигрантов, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Зачастую перед психологами встаёт вопрос о том, как помочь этим детям адаптироваться и как содействовать тому, чтобы их приняли.
Промежуточным и наиболее «выгодным» вариантом адаптации является сосуществование стратегий: индивиды усваивают знаковые системы новой социальной среды, осваиваются с её традициями, но в быту сохраняют самобытность.
Не случайно мигранты живут лучше, чем местное население «в среднем». Одним из факторов этого преуспевания является обогащение сенсорного и интеллектуального опыта мигранта: он и своё сохраняет, и чужое осваивает, и в соответствующих случаях может ими пользоваться.
Безусловно, для родителей период адаптации является очень тревожным. Собственный эмоциональный настрой родителей очень важен. Если ребёнок видит, как мы переживаем, он как бы заряжается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода.
Главная задача родителей – создание эмоционально спокойной, ненапряжённой атмосферы. Ребёнку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль «палочки-выручалочки» играем мы взрослые (родители, педагоги). Дело в том, что существует определённый уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребёнок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.
Одной из наиболее удачной формой работы с детьми мигрантами является та, что направлена на развитие культурной и расовой толерантности, помогающая формировать культуру межличностного общения, конструктивному взаимодействию между воспитателем и ребенком.