МААМ-картинки

Практические советы психолога «Особенности развития ребенка левши»

Наталья Панамарева
Практические советы психолога «Особенности развития ребенка левши»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности развития ребенка левши

Дети-левши обладают отличным музыкальным слухом, проявляют уникальные способности к решению нестандартных задач, тянутся к разным видам изобразительного искусства, но развитие речи иногда задерживается. Родители опасаются, не опасно ли быть левшой в современном мире, не скажется ли это на обучении в садике и школе. Даже в наш прогрессивный век письмо левой рукой все еще вызывает эмоциональный отклик в обществе. Как поступать родителям с необычным ребенком, нужно ли переучивать левшу и чего с ним делать нельзя? На эти вопросы наука давно нашла ответы.

Публикация «Практические советы психолога „Особенности развития ребенка левши“» размещена в разделах

Причины рождения левшей.

От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.

За латеральность (ассиметрию) отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие. Отсюда и синоним – правополушарность. Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.

От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:

1. До рождения. Генетический фактор - правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.

2. При рождении. Травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.

3. После рождения. Фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.

Левшество и леворукость.

Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.

Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция. Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.

Как определить левша или правша ребенок.

Выбор ассиметрии приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями. Этот феномен носит имя амбидекстрия. Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире. Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами: перемещает подвижную игрушку; складывает пирамидку; указывает на что-то; собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы); держит столовый прибор; чистит зубы; откручивает крышечки; подметает или вытирает поверхность; расчесывается; рисует и пишет. Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.

Интеллектуальные и сенсорные способности.

Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:

Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.

Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок. Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.

Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.

Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.

Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх – низ».

Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.

Эмоциональность выше и развивается активнее.

Нужно ли переучивать?

Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада. Нет ничего страшного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке. Если ребенок вырастет с уверенностью, что он такой же, как все, у него не возникнет трудностей в спорте, быту или вождении автомобиля.

Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно – на адаптацию к окружающему миру. Важно последовательно формировать у ребенка уверенность в себе. Он не должен стесняться своей уникальности. Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом. В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно, так как организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально. Переучивание приведет к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребенка, который и без того живет по не совсем обычным правилам! Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы.

Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий. Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.

Последствиями переучивания левши могут быть.

Последствиями переучивания левши могут быть:

- невротического характера (энурез);

-двигательные расстройства;

-нарушения сна;

-утомляемость;

-тики;

-сбои аппетита и пищеварения;

-заикание;

-низкая адаптация;

-нарушения внимания и памяти;

-снижение воли;

- нарушения эмоциональности.

Особенности воспитания.

Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:

Предупреждать об особенности всех специалистов, работающих с малышом. Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе.

Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка. Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой. Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения. Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.

Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.

Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности: указаний на леворукость в негативном смысле; упреков в ленивости и медлительности; выражения гнева; крика, замечаний, наказаний, нотаций. Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.

Обучение письму и чтению.

В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником. На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.

Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону. При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон, прерывистое начертание знаков, искажение почерка. Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования. Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы. Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма. При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.

Развитие двигательных навыков.

Как и в овладении чтением, лучше разбить двигательный навык на последовательность простых действий. Когда каждое из них будет освоено, останется лишь соединить их. Начните с освоения бытовых навыков, например ножниц. В спортивных тренировках можно использовать наглядные изображения, последовательные фото, видеоролики.

Развитие творческих способностей.

При всей креативности мышления левшам не хватает умения прорабатывать детали. Они склонны воспринимать цельный образ или выхватывать какую-то значимую часть из контекста. Типичная поделка из пластилина у такого ребенка обладает очень простыми формами, но очень ярким характером. Неправильно было бы говорить малышу, что его творчество какое-то не такое. Он – художник, он так видит. Но вот подводить научную основу под живопись или архитектуру – необходимо.

Советы родителям.

Не стремитесь считать чадо особенным. Не сравнивайте его с другими. Гораздо лучше, если дошкольник будет здраво относиться к своим характеристикам и научится адекватно оценивать прогресс в учении. Как этого добиться: дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его; сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом: что стало лучше; разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой; упражнять навыки мелкой и крупной моторики, развивать личные способности и таланты, а не пытаться «догнать» правшей; обучать навыкам в конкретных ситуациях; вовремя поощрять, не предъявляя слишком высоких требований; организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии; оставаться чутким воспитателем всегда, проявлять доброжелательность и участие. Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши – упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.

Публикации по теме:

Особенности психо-речевого развития детей — воспитанников дома ребенка Особенности психо-речевого развития детей - воспитанников дома ребенка. Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети.

Памятка для родителей «Советы логопеда для развития речи ребенка» Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы.

Практические рекомендации маме гиперактивного ребенка Как вести себя с ребенком-непоседой? Итак, как специалисты советуют вести себя мамам гиперактивных детей: 1. Всегда занимайся с ребенком.

Практические рекомендации о принятии эмоций ребенка Ребенок: «Надоели гаммы, я устал, не хочу» Родитель: «Ты сам хотел заниматься музыкой, вот и занимайся!» Ребенок: «Гаммы не музыка!».

Развитие мелкой моторики рук. Значение. Практические советы Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых.

Советы психолога родителям будущих первоклассников Советы психолога родителям будущих первоклассников. Дорогие родители! Я поздравляю Вас! Скоро ваш ребёнок пойдёт в школу! Это один.

Советы родителям будущих первоклассников от педагога-психолога Советы родителям будущих первоклассников от педагога-психолога «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается.

Возрастные особенности ребенка 4–5 лет и способы его развития Возрастные особенности ребенка 4–5 лет. Сейчас у ребенка действительно наступает самый благоприятный период для усвоения самой разнообразной.

Советы психолога «Энкопрез у детей» Энкопрез у детей – чем помочь малышу при недержании кала? Энкопрез у детей – сложное заболевание с многофакторным происхождением. Патология.

Советы психолога «Энурез у детей» Советы психолога. Если у ребенка энурез. Если у ребенка энурез. Специалисты подразделяют ночное недержание мочи (или энурез) на два типа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практические советы психолога «Особенности развития ребенка левши»
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 18:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практические советы психолога «Особенности развития ребенка левши»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Панамарева (УИ 406448) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД