Наталья Панамарева
Практические советы психолога «Особенности развития ребенка левши»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития ребенка левши
Дети-левши обладают отличным музыкальным слухом, проявляют уникальные способности к решению нестандартных задач, тянутся к разным видам изобразительного искусства, но развитие речи иногда задерживается. Родители опасаются, не опасно ли быть левшой в современном мире, не скажется ли это на обучении в садике и школе. Даже в наш прогрессивный век письмо левой рукой все еще вызывает эмоциональный отклик в обществе. Как поступать родителям с необычным ребенком, нужно ли переучивать левшу и чего с ним делать нельзя? На эти вопросы наука давно нашла ответы.
Публикация «Практические советы психолога „Особенности развития ребенка левши“» размещена в разделах
- Левша. Консультации для родителей «Если ребенок — левша»
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Причины рождения левшей.
От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.
За латеральность (ассиметрию) отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие. Отсюда и синоним – правополушарность. Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.
От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:
1. До рождения. Генетический фактор - правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.
2. При рождении. Травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.
3. После рождения. Фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.
Левшество и леворукость.
Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.
Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция. Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.
Как определить левша или правша ребенок.
Выбор ассиметрии приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями. Этот феномен носит имя амбидекстрия. Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире. Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами: перемещает подвижную игрушку; складывает пирамидку; указывает на что-то; собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы); держит столовый прибор; чистит зубы; откручивает крышечки; подметает или вытирает поверхность; расчесывается; рисует и пишет. Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.
Интеллектуальные и сенсорные способности.
Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:
Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок. Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.
Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх – низ».
Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
Эмоциональность выше и развивается активнее.
Нужно ли переучивать?
Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада. Нет ничего страшного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке. Если ребенок вырастет с уверенностью, что он такой же, как все, у него не возникнет трудностей в спорте, быту или вождении автомобиля.
Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно – на адаптацию к окружающему миру. Важно последовательно формировать у ребенка уверенность в себе. Он не должен стесняться своей уникальности. Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом. В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно, так как организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально. Переучивание приведет к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребенка, который и без того живет по не совсем обычным правилам! Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы.
Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий. Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.
Последствиями переучивания левши могут быть.
Последствиями переучивания левши могут быть:
- невротического характера (энурез);
-двигательные расстройства;
-нарушения сна;
-утомляемость;
-тики;
-сбои аппетита и пищеварения;
-заикание;
-низкая адаптация;
-нарушения внимания и памяти;
-снижение воли;
- нарушения эмоциональности.
Особенности воспитания.
Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:
Предупреждать об особенности всех специалистов, работающих с малышом. Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе.
Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка. Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой. Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения. Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.
Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.
Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности: указаний на леворукость в негативном смысле; упреков в ленивости и медлительности; выражения гнева; крика, замечаний, наказаний, нотаций. Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.
Обучение письму и чтению.
В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником. На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.
Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону. При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон, прерывистое начертание знаков, искажение почерка. Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования. Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы. Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма. При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.
Развитие двигательных навыков.
Как и в овладении чтением, лучше разбить двигательный навык на последовательность простых действий. Когда каждое из них будет освоено, останется лишь соединить их. Начните с освоения бытовых навыков, например ножниц. В спортивных тренировках можно использовать наглядные изображения, последовательные фото, видеоролики.
Развитие творческих способностей.
При всей креативности мышления левшам не хватает умения прорабатывать детали. Они склонны воспринимать цельный образ или выхватывать какую-то значимую часть из контекста. Типичная поделка из пластилина у такого ребенка обладает очень простыми формами, но очень ярким характером. Неправильно было бы говорить малышу, что его творчество какое-то не такое. Он – художник, он так видит. Но вот подводить научную основу под живопись или архитектуру – необходимо.
Советы родителям.
Не стремитесь считать чадо особенным. Не сравнивайте его с другими. Гораздо лучше, если дошкольник будет здраво относиться к своим характеристикам и научится адекватно оценивать прогресс в учении. Как этого добиться: дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его; сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом: что стало лучше; разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой; упражнять навыки мелкой и крупной моторики, развивать личные способности и таланты, а не пытаться «догнать» правшей; обучать навыкам в конкретных ситуациях; вовремя поощрять, не предъявляя слишком высоких требований; организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии; оставаться чутким воспитателем всегда, проявлять доброжелательность и участие. Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши – упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.